Лучший педагог года

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

Публикация «Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп „Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе“» размещена в разделах

2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребё нок:

• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

• умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

• под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?" :

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

• "Немые звуки" : логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

• "Фотография звука" : логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

• "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл) :

• "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

• Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

• Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

• Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

• Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

• Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);

• Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

• В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

• Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

• Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З. Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

• Написать букву в воздухе, на столе;

• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

• фасоли и другие мелкие предметы;

• Вырывать из бумаги образ буквы;

• Получить в подарок букву;

• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• Вылепить из пластилина, теста;

• Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);

• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);

• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);

• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);

• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост.);

• двусложные со стечением ( скала:);

• трёхсложные с прямыми открытыми слогами ( малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

• назвать количество звуков в слове;

• назвать звуки по-порядку;

• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

• сколько согласных;

• назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить

З И М А предложение, словосочетания.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ванюхина Г. Речецветик. Смоленск, 1996. Волина В. Учимся играя. М., 1994.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

Илларионова ЮТ. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6—7 лет. М., 2007.

Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997. Раевский Ю. Веселая азбука. Одесса, 1991. Соболева А. В. Загадки-смекалки. М., 1994. Тарабарина ТЛ., Соколова Е. И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

Ткаченко ТА. В первом классе — без дефектов речи. СПб., 1999.

Торшенко Е. В., Малявина Л. В., Самусенко СЛ. Живая азбука для маленьких. СПб., 1994.

Филичева Т. Б., Чиркина ГЛ. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В. И. Логиновой М., 1990.

Публикации по теме:

Спортивно-музыкальный праздник «Мы о космосе мечтаем» для детей старших и подготовительных к школе группСпортивно-музыкальный праздник «Мы о космосе мечтаем» для детей старших и подготовительных к школе групп Программные задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания о космосе, космонавтах, космическом пространстве, планетах. 2. Продолжать развивать.

Летний спортивный праздник «Здравствуй, лето красное» для детей старших и подготовительных к школе группЛетний спортивный праздник «Здравствуй, лето красное» для детей старших и подготовительных к школе групп Цель: Доставить детям радость и удовольствие. Совершенствовать творческие способности речевые, двигательные навыки детей. Задачи. Воспитательные:.

День здоровья для старших и подготовительных к школе групп на улице Цели: • формировать сознательное отношение к своему здоровью; • формировать двигательную активность детей; • укреплять физическое здоровье.

День знаний для детей старших и подготовительных групп Под веселую музыку дети проходят на площадку и садятся на скамейки. ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады.

Физкультурное развлечение для старших и подготовительных к школе групп «Путешествие в Спортландию» Физкультурное развлечение для старших и подготовительных к школе групп «Путешествие в Спортландию». Цель: сохранять и укреплять физическое.

Физкультурный досуг с участием родителей для детей старших и подготовительных групп Цель: 1. Доставить детям и родителям радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности. 2. Расширить опыт родителей.

Музыкально-спортивный праздник для старших и подготовительных к школе групп «День защитника Отечества» Цель: Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине. Задачи: • обобщить и конкретизировать.

Сценарий к 9 Мая для детей старших подготовительных групп Сценарий 9 Мая в подготовительной группе ДЕВЯТОЕ МАЯ Праздничное занятие для детей старших, подготовительных групп. Дети входят в зал под.

Сценарий конкурса чтецов среди детей старших и подготовительных к школе групп «Весна идет — весне дорогу!» Цель: Приобщение детей к поэтическому искусству. Задачи: Развивать речь детей в выразительном исполнении стихотворений. Стимулировать стремление.

Спортивно-музыкальный праздник «Мы — наследники Победы» для детей старших и подготовительных к школе группСпортивно-музыкальный праздник «Мы — наследники Победы» для детей старших и подготовительных к школе групп Цель:[ Формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотическое воспитание детей. Программные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»
Опубликовано: 21 июня 2019 в 10:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД