Инесса Ефимова
Консультация «Формирование слоговой структуры слова у школьников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число первоклассников, у которых диагностируется общее недоразвитие речи. У детей с ОНР нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих учащихся в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.
Публикация «Консультация „Формирование слоговой структуры слова у школьников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Слог. Слоговая структура речи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Практика школьного логопеда показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из наиболее трудных задач в работе с учениками, имеющими общее нарушение речи. Недостаточная степень коррекции данного вида недостатков в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников нарушений письменной речи. Речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Ученик с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходим целенаправленный и сознательный процесс обучения этому умению.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Логопед обследуeт у младших школьников тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее часто нарушаемыми. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопед также определяет тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова ребёнка. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет :
1. Нарушения количества слогов :
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов) : “моток” (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна, в его середине (“гуница” - гусеница, слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал, другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица) :
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажение структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Данный дефект самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).
4. Антиципации, т. е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т. к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание. 6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница). Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова логопед анализирует возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по 14 типам слоговой структуры слова (по возрастающей степени сложности). Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Типы слов :
1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Кроме слов, входящих в состав 14 классов, оценивается произношение и более сложных слов : “велосипедист”, “полицейский”, “учительница”, “сковорода”, “аквалангист”, “путешественник” и т. п.
Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Существует система логопедических мероприятий по устранению у детей младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Логопед проводит два основных этапа работы:
- подготовительный (работа проводится на речевом и неречевом материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
- собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном (речевом) материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у обучающихся с общим недоразвитием речи.