Получи документы

Контроль как инструмент оценки управления качеством

Светлана Кругом
Контроль как инструмент оценки управления качеством

Контроль как инструмент оценки управления качеством.

Современные условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы дошкольное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.

Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Публикация «Контроль как инструмент оценки управления качеством» размещена в разделах

В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели.

Осмысление понятия «качество» приводит нас к его историческим истокам. Вспоминаются слова И. Ньютона, который говорил: «Я потому видел так далеко, что стоял на плечах гигантов».

автор Формулировка определения качества Аристотель III в. до н. э. «Различие между предметами — дифференциация по признаку "хороший-плохой…"Китайская версия ХVIII в. «Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов—"равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги, следовательно, качество тождественно понятию высококлассный", "дорогой…"Гегель XIX в. н. э. «Качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество» Исикава К. ХХ в. «Качество — свойство, реально удовлетворяющее потребителей…» Джуран Дж. М. ХХ в. «Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям…» Э. Деминг ХХ в. «Качество нацелено на требования потребителя, настоящие и будущие”Международный стандарт серии ИСО 9000 ХХ в. «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей» Закон об образовании

ХХI в. «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» Читая определение, которое дано в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 2 п. 29, мы выделили для себя ключевые слова: комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОСам, достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).Осмыслили для себя такие понятия, как Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования. Улучшения качества образования- процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой качества образования. Изучили и структурировали нормативно – правовые документы, определяющие стратегию развития образования в РФ, в т. ч. в сфере качества. Провели:

- Анализ кадрового потенциала. Анкетирование: что наши педагоги вкладывают в понятие «качество». - Анкетирование родителей: как они определяют качество работы ДОУ.

- Анализ внутренних и внешних факторов, способствующих повышению качества.

- Проанализировали соответствие РППС предъявляемым требованиям.

- Провели мониторинг индивидуальных потребностей сотрудников в области содержания труда (методика В. Н. Клюевой).Контрольно-аналитические данные, отразили реальную ситуацию и придали целенаправленность работы в сфере качества. Для более глубокого понимания качества обратились к международным стандартам серии ИСО (международная система качества, и к системе TQM - тотальный менеджмент качества. Ключевым элементом улучшения качества (согласно стандартам серии ИСО) считается умение управлять процессами. А одним из основополагающих принципов построения системы менеджмента качества (СМК) является принцип процессного подхода. Мы обратили внимание на эталонную модель Эдварда Деминга.

В схеме Деминга мы видим, как улучшить процессы и повлиять на результаты, а именно: качественно планировать, качественно выполнять, качественно контролировать. Она помогает выявить несоответствия в процессах и повлиять на результаты.

Мы создали для себя процессную модель МДОУ «Детского сада № 182» и выделили три ключевых процесса: управленческий (стратегическое планирование, организация, мотивация и контроль);

образовательный (педагоги, дети, родители);обеспечивающие, а именно 5 условий ФГОС, которые мы перевели в процессы. На входе ребенок, педагоги, родители, РППС, мониторинговые исследования, планирование т. е. то что у нас имеется. На выходе то, что мы хотим получить (удовлетворенность заказчиков, достижение целевых ориентиров, выявление несоответствий.

Это непрерывная цепь. Вход управление процессами Выход выявление несоответствий План по улучшению качества. Вход и т. д. Улучшение качества одного процесса влияет на улучшение качества других. Внутри каждого процесса свои инструменты (таблицы, матрицы, аналитические справки и т. д.). У каждого процесса есть хозяин, который владеет ситуацией и отвечает за качество, он же и является контролирующим звеном.

Особая роль принадлежит процессу контроля. В первую очередь мы проанализировали систему контроля в нашем детском саду и выяснили, что наш контроль скорее помогал учреждению функционировать, чем развиваться. Мы пришли к выводу, что цель должна быть не исправление, а предотвращение ошибок (несоответствий). Далее, актуализировали знания по теории контроля (А. Файоль, М. М. Поташник, К. Ю. Белая) и, по - новому посмотрели на виды контроля, методы, принципы. Поняли для себя, что контроль должен ориентироваться на повышение эффективности и качества работы, поддержку всего нового, важного, нужного. Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение.

Концептуальную основу в нашем подходе составляет идея мотивирующего контроля. Мотивация, согласно Р. С. Немову - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Мотивирующий контроль – это контроль, нацеленный на позитивное партнерство, сотрудничество с акцентом на результат. Мы выделили для себя два основных правила мотивирующего контроля :1. Оценка работы сотрудника будет для него значимой и привлекательной, если он уверен в ее справедливости и реалистичности требований, предъявляемых проверяющим. Слишком высокие стандарты воспринимаются как недостижимые, а слишком низкие не порождают чувства успеха.

2. Не будьте дотошным контролером выполнения каждого решения – установите сроки и оставьте человека наедине с задачей. Пусть подчиненные экспериментируют, даже если это иногда приводит к ошибкам.

Любые вопросы, связанные с управлением, требуют структурирования и контроль не является исключением (Таблица № 1 – фрагмент).

В таблице отражен определенный спектр работ. Это своего рода матрица, помогающая осмыслить объект и предмет контроля. Она является основной, системообразующей для создания других таблиц. Это управленческий инструмент.

На основании этой таблицы составляется график контроля на месяц (Таблица № 2).

Результаты контроля могут быть как положительными, так и отрицательными. Очевидно, что накапливание положительного потенциала (поощрение, положительная оценка труда, уважение) повышают мотивационную ценность даже отрицательных выводов. В организации мотивирующего контроля большое влияние на качество имеет самоконтроль

Отрицательные выводы по результатам контроля должны быть тесно связаны с требовательностью. В этом случае мотивирующий потенциал сохраняется.

Руководитель может озвучить перспективы материального поощрения, вынесения выговора или обсуждение проблемы на педагогическом совете, но оцениваем мы не человека, а сложившуюся ситуацию.

Таким образом, мы видим, что важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую оптимальную систему контроля всех процессов и результатов.

Невозможно контролировать то, что нельзя измерить. Мы используем единую систему оценки (Таблица № 3).

Данный инструмент помогает выявить проблемы, которые можно разделить на: могу повлиять и от нас не зависят.

Далее составляется план мероприятий по улучшению качества работы ДОУ.

В заключении, следует отметить, что построение целостной системы управления качеством образования в дошкольном учреждении — это процесс, требующий, прежде всего компетентности руководителя и педагогов, принятия каждым членом коллектива философии качества.

А главное - стремиться создать климат взаимного доверия, уважения и поддержки. Будьте энергичны и уверенны в своих действиях и решениях.

Этот путь обязательно приведет к успеху!

Список литературы:

1. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов /

Э. М. Коротков. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2007.

2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В. Г. Афанасьев – М., 2010.

3. Кальней В. А. Технология мониторинга качества обучения. Методическое пособие для учителя [Текст] / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. – М. : Педагогическое общество России, 2007. 4. Коротков Э. М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э. М. Коротков. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

5. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

6. Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в РФ».

7. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования 1155.

8. Региональный проект развития кадрового потенциала системы образования Ярославской области и др.

9. ГОСТ ИСО 9001-2011 «Системы менеджмента качества».

Публикации по теме:

Рейтинговая система оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ «Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества.

Анкета для родителей «Удовлетворенность качеством оказываемых услуг» Уважаемые родители, удовлетворены ли Вы: Да Нет 1. Качеством образования (обучение и воспитание) 2. Организацией учебно-воспитательного.

Инновационные средства оценки успехов воспитанников и педагогов Систематический контроль знаний и умений воспитанников – одно из основных условий повышения качества обучения. Педагог дополнительного образования.

Консультация для педагогов «Управление качеством методической работы в ДОУ» Дошкольное образование- первая ступень общего образования. Как государственный институт дошкольная образовательная организация (ДОО) создается.

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы образования,.

Музыкальный инструмент «Маракасы»Музыкальный инструмент «Маракасы» Здравствуйте коллеги! Хочу поделиться с вами изготовлением музыкального инструмента "маракасы". Мне нравится заниматься различным украшением.

Опыт работы деятельности государственно-общественного управления Сегодня в системе образования страны всё шире разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной.

Организация оценки индивидуального развития детей В своей работе руководствуюсь Адаптированной образовательной программой ДОО, составленной на основе Примерной основной образовательной программы.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности при аттестации ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ для оценки профессиональной деятельности при аттестации в целях установления квалификационной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контроль как инструмент оценки управления качеством
Опубликовано: 19 мая 2016 в 15:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД