МААМ-картинки

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)

Елена Богатырева
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)

Е. С. Богатырева, г. Таганрог

Работая в дошкольном образовательном учреждении и объединяя в своей деятельности две науки – логопедию и психологию, мы задались вопросом: «Как влияет развитие речи детей старшего дошкольного возраста на психологическую готовность к школе?» Один из ответов на наш вопрос мы нашли, разработав технологию «Коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)». Почему именно скороговорок?

Публикация «Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)» размещена в разделах

Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава приносит очень большую пользу. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения, а также в подготовке детей к школе. Скороговорки могут с успехом использоваться в работе и психолога, и логопеда. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения – вот главное назначение скороговорок.

Культурологическая парадигма задает тон в отборе содержания материала для разработки технологии коррекционной и развивающей работы с использованием малых фольклорных форм (скороговорок). Основополагающими для нас является концепция «диалога культур» С. И. Гессена и его последователей М. М. Бахтина и В. С. Библера [В. С. Библер, 1991]. Развитие речи в рамках данной концепции рассматривается как один из показателей общего развития ребенка (наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием). Это способ введения ученика в культуру: условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

Также нами использовалось учение современного педагога Е. А. Ямбурга о существовании четырех педагогических парадигм в системе современного образования. Личностная парадигма направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка; культурологическая парадигма предполагает передачу ценностной культуры следующим поколениям; когнитивно-информационная парадигма передает ребенку максимальное количество знаний, умений и навыков; компетентностная парадигма направлена на усиление практической ориентации ребенка [Е. А. Ямбург, 1997].

Методической основой данной технологии являются исследования Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше [Г. А. Каше, 1985], А. И. Максакова, О. С. Ушаковой, Р. М. Чумичевой [Р. М. Чумичева, 1995], В. Н. Лукьяненко [В. Н. Лукьяненко, 2003]. В данных разработках говорится о необходимости приобщать детей к истокам русской культуры, развивать духовность и нравственность, а через это важное направление – когнитивные процессы, эмоционально-волевую и личностную сферы.

Технология «Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)» рассчитана на возрастную категорию детей 6-7 лет; срок ее реализации – 1 год. Ее цель заключается в совершенствовании речевых навыков детей через приобщение детей к русскому народному творчеству. Осуществляется на подгрупповых, индивидуальных встречах и в свободной деятельности детей.

Данная технология состоит их четырех этапов. Это диагностический этап; этап введения ребенка в мир народной культуры («В гостях у матушки Культуры»); третий этап – коррекция и развитие психологической готовности детей к школе («Чудесная страна Скороговория»); завершающий этап – мониторинг (подводение итогов, прослеживание динамики развития детей). В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем такие приемы, как театральные этюды «Путешествия во времени», «Посиделки на полянке скороговорок», а также игры, в которых свой эмоциональный отклик дети отображают в изобразительной деятельности, используя знаки и символы. К авторским играм относятся упражнения, помогающие закрепить в речи ребенка проблемные звуки и психологически подготовить его к школе: «Громко-тихо» (направлена на развитие силы голоса и фонематического слуха); «Веселый Петрушка – грустный Петрушка» (способствует развитию эмоциональной сферы ребенка); «Хлопни-топни», «Прошагай-ка» (формирует темпо-ритмическую сторону речи). Нами разработано и включено в практику логопедической работы с детьми мультимедийное пособие «Игры со скороговорками».

Результаты диагностики до и после использования данной технологии были проанализированы и статистически подсчитаны с помощью компьютерной программы SPSS 13.0. По данным девяти методик (исследование развития наглядно-действенного мышления (методика 4 лишний, вербального мышления по Керну-Йерасику, непроизвольной зрительной памяти, моторных навыков, конструктивного праксиса, внимания, фонематического слуха, соотношение развития мышления и речи, мотивационной готовности ребенка к школе) видно, что в начале года в группах преобладал низкий и средний уровни развития детей (70% - низкий, 30% - средний). Анализируя результаты исследований с помощью критериев Манна-Уитни и Уилкоксона (Т=0, р< 0,01) видно, что конце года речевое развитие детей качественно изменилось, улучшилась темпо-ритмическая, интонационная сторона речи, связная речь, недостатки звукопроизношения устранены. К концу года у детей подготовительных групп преобладал высокий и средний уровни по всем девяти методикам(80 % – высокий уровень, 20 % – средний уровень).

Таким образом, мы имеем положительную динамику различных компонентов речевого развития и психологической готовности к школе.

Литература

1. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. – М. 1991.

2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. : Просвещение, 1985.

3. Лукьяненко, В. Н. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (на материале сказок) Текст. : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Лукьяненко. Ростов н/Д, 2003.

4. Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника Текст. / P.M. Чумичева. Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 1995.

5. Ямбург Е. А. Школа для всех. - М. : «Новая школа», 1997г.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки,.

Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 2–3 х лет» Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей 2-3х лет. Задачи: 1. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает.

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка» Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка». Из опыта работы воспитателя.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие дошкольников» Детство — это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Мы педагоги нашего ДОУ создаем условия.

Развитие речи младшего дошкольника посредством малых фольклорных форм ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие речи младшего дошкольника посредством малых фольклорных форм» Цель: • использование произведения русского.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок)
Опубликовано: 17 июня 2019 в 22:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД