Лучший педагог года

Консультация «Коррекция оптической дисграфии»

Ольга Юмаева
Консультация «Коррекция оптической дисграфии»

Часто родители обращаются за логопедической помощью, когда ребенок учится в школе, а поводом служат неудовлетворительные отметки. Оптическая дисграфия» легко выявляется педагогом. Не буду вдаваться в природу возникновения данной патологии и сразу предложу ряд заданий.

1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса)

С целью развития предметного-зрительного гнозиса на занятиях по устранению оптической дисграфии использую такие приёмы работы, как:

- называние контурных изображений предметов;

- называние наложенных изображений предметов;

Публикация «Консультация „Коррекция оптической дисграфии“» размещена в разделах

- называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;

- дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;

- определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);

С целью развития восприятия цвета можно использовать следующие задания:

- подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красном бывает.);

- называние цветов предметов, изображенных на картинке;

- группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;

- закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;

- закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;

Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:

- называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;

- соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);

- подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;

- построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур, счётных палочек;

С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:

- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;

- расположить игрушки по высоте;

- расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;

- обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;

- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)

- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.

На этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенныйгнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.

2. Расширение объема зрительной памяти

Следующим направлением работы является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:

- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;

- запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;

- игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.

- игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд

- Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.

3. Формирование пространственных и временных представлений

Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:

- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

- ориентировка в окружающем пространстве;

- ориентация на листе бумаги.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:

- показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;

- закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)

- соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;

Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:

- положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;

- покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)

- рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.

После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения

- учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даё м инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?

- кладём перед ребенком три предмета ( например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.

- развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим обучающегося рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;

- заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Предлагаем обучающемуся осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаещегося получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.

Чтобы научить школьника ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.

После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.

Также ребенку предлагается чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).

4. Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.

- просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.

- выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.

- аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.

Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:

- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;

- рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.

- выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.

Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И).

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией

Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т. п.

Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

1) изолированное написание букв;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:

- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-бегемот, д-динозавр, ц-цапля, м-муравей и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах.

- дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

- написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

- написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

Заключение

Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике.

Коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также анализа других психических функций школьника, поэтому я рекомендовала бы обратиться за очной консультацией к специалисту.

Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Коррекция оптической дисграфии»
Опубликовано: 23 марта 2022 в 09:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД