Папки-передвижки

Коррекция письменной речи. Гласные I ряда (практический материал)

Марина Лобастова
Коррекция письменной речи. Гласные I ряда (практический материал)
▼ Скачать + Заказать документы

Оборудование: зеркало индивидуальное, «звуковая дорожка», мяч.

Ход занятия

1. Беседа.

- Как ты думаешь, что помогает нам произносить звуки? (Звуки нам помогают произносить язык, губы, щёки, зубы.) Правильно, звуки мы произносим ртом.

- Звуки речи соединяются и получаются слоги. А слоги образуют слова.

2. Разбор слова «мак».

- «М». Что я произнесла? (Вы произнесли звук.)

- «А». Что я произнесла? (Вы произнесли звук.)

- «К». Что я произнесла? (Вы произнесли звук.)

- Да, я произносила отдельные звуки.

Публикация «Коррекция письменной речи, Гласные I ряда (практический материал)» размещена в разделах

- А давай соединим эти звуки: м-а-к (тянем каждый звук). Что получилось? (Получилось слово «мак».)

- Так из чего состоит слово? (Слово состоит из звуков.)

3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

- Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно. Ты хлопни в ладоши, если слово будет сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг. Ты заметил (а, что в некоторых словах есть «чужие» звуки и слово уже становится непонятным. «Лилитка» - это правильное слово или нет?

- Есть длинные слова и короткие. Слова, в которых много звуков – длинные слова. Произнесём слово «умывальник». Какое это слово? (Слово «умывальник» - длинное слово.) Почему ты так считаешь? (В слове «умывальник» много звуков.) Слова, в которых мало звуков, - короткие слова. Произнесём слово «утка». Какое это слово? (Слово «утка» - короткое слово.) Почему ты так считаешь? (В слове «утка» мало звуков.)

- А сейчас посмотри, как можно отхлопать ритм разных слов: у-мы-валь-ник (4 хлопка), у-ли-ца (3 хлопка), ут-ка (2 хлопка), уж (1 хлопок). По количеству хлопков тоже можно определить, какое слово – длинное или короткое.

4. Повторение гласных звуков.

Логопед предлагает произнести звуки и сравнить их: какой звук легче произнести, а какой труднее.

- «М» или «а»? «Р» или «о»? «П» или «у»? «Л» или «э»? «К» или «ы»?

Вывод. Одни звуки легко произносятся, потому что ничто не мешает, отсутствует преграда для воздушной струи. Это какие звуки? (Это гласные звуки.) А другие звуки сложнее произносятся, потому что есть преграда для воздушной струи. Это какие звуки? (Это согласные звуки.)

- А теперь представь, что у тебя в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поём звук «а». Ниточка длинная или короткая? (Ниточка длинная.)

Вывод. Звук «а» мы можем петь, тянуть. Посмотри, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи.

- А теперь намотаем ниточку на клубок и споём звук «у». Вот какой большой клубок получился. Какой это звук? (Звук «у» гласный.) Посмотри, как губы вытягиваются в трубочку, нет преграды для воздушной струи.

- Работа со «звуковой дорожкой»: поём звук «о». Посмотри, губы вытягиваются в трубочку и округляются.

- Посмотри на меня и угадай, какие звуки я хочу сказать: АОУ, УАО, ОУА. (Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их ребёнком с голосом.)

- Определи, какой гласный спрятался в середине следующих слов: был, ныл, выл, мыл. (В середине слов спрятался звук «ы».)

- Назови слова, в которых гласный звук «э» слышится в начале. (Игра с мячом – поочерёдное называние слов.)

- Гласные «а, о, у, ы, э» - гласные I ряда.

5. Сочетание работы устной и письменной.

Задание. Найди все буквы а-о. Обведи а – в треугольник, о – в кружок.

о а д ц у с

п л а о а ш

т о щ м а ч

- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, буквы мы видим и пишем.)

Задание. Работа с картинным материалом.

Логопед предлагает слово изображать графически в виде чёрточки, а чтобы слова не слились, нужно ставить запятую. Далее нужно выделить гласную и вписать её в схему слова.

Задание. Потерянная буква «о».

Логопед объясняет, что в словах «потерялась» буква о. Если подставить гласную букву в нужное место, то получится слово.

ГоРоД

ЗВНК

МРЗ

ГРХ

МЛДСТЬ

ГЛС

ББР

КЛЬЦ

ККС

КРССВРД

ГРШК

Задание. Запись слов с одинаковыми гласными под диктовку. «Отгадай словечко».

Прошу тебя слова назвать,

Где -оро- надо написать:

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох).

Привезли во двор песок –

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить … (город).

Дремучий лес к стеклу прирос -

Нарисовал его … (мороз).

Трещала с самого утра:

«Пора! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

Прошу тебя слова назвать,

Где -оло- надо написать:

Корова нам его даёт.

И взрослый, и малыш попьёт.

Догадаться вам легко –

Всем полезно … (молоко).

Гвоздь забьёт он:

Ток-ток-ток.

В руках у папы … (молоток).

И от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Лисе попался на зубок

Румяный круглый … (колобок).

Задание. Закрепление навыка написания слов с полногласием -оро-, -оло-.

Слова: порог, ворох, мороз, творог, скоро, порох, сорок, короб, хором, ворот, король, шорох, дорог, второй, холод, волос, голод, колос, молот,

холост, долой, колоть; хорошо, молоток, порошок, дорого, окорок, коробок, огород, гороскоп, молоко, толокно, молодой, болото, около, холодно, колокол, колобок.

Задание. Потерянная буква «а».

Логопед объясняет, что в словах «потерялась» буква а. Если подставить гласную букву в нужное место, то получится слово.

БаРаН

Б Р Б Н

Б Р Х Т

З П С

Б Г Ж

Б К Л Ж Н

Б Н Н

Б Л Л ЙК

Б ЙД Р К

Б Р Н К

В З

Задание. Исправь ошибки и запиши правильно.

Скара скозка скозывается. Внезопно погосло ломпа. Сторая ладка ушла на дна. Остры росцвели асенью.

Задание. Вставь буквы а-о в слова и прочитай стихотворение В. И. Жуковского.

Т_м к_тик ус_тый п_ с_дику бр_дит,

_ к_злик р_г_тый з_ к_тик_м х_дит.

И л_п_чк_й к_тик ум_ет св_й р-тик,

_ к_злик сед_ю трясёт б_р_д_ю.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: - закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; - закрепить зрительные образы символов.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция письменной речи. Гласные I ряда (практический материал)
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 22:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция письменной речи. Гласные I ряда (практический материал)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД