Лучший педагог года

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии

Кудряшова Юлия
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии.

Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного разви-тия (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определен-ной цели) :

· Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

· Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;

Публикация «Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии» размещена в разделах

· Общая скованность и замедленность выполнения движений;

· Дискоординация движений;

· Нарушения зрительно-двигательной функции;

· Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);

· Замедленность в освоении новых движений;

· «Леворукость».

Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с развити-ем мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой, Е. И, Исениной, Л. В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности дви-жений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зритель-ного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.

А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности дей-ствия рук и глаз.

Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упраж-нения для укрепления работы мышц глаз у детей.

Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

· развитию двигательных способностей глаз;

· активизации кровообращения в области глаз и мозга;

· улучшению координации движений глаз и головы;

· повышению устойчивости вестибулярных реакций;

· тренировке мышц глаз.

Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат меж-функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

В печатном варианте представлено несколько комплексов упражнений, с которыми вы можете познакомиться. В них включены упражнения с использованием мячей, иг-рушек, гимнастических палок.

Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.

Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.

Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.

Массаж выполняется до появления ощущения тепла. На слайде показаны направления массажных линий (прямых, спиралевидных) а также «активные точки» для точечного массажа рук.

Ребенок быстро усваивает этот массаж и через некоторое время выполняет его самостоятельно.

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны;

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца;

3. Упражнения «Сорока – белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх – вниз, по кругу;

5. Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно;

6. Сгибание – разгибание кисти в кистевом суставе;

7. Интенсивное растирание каждого пальца;

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон;

9. «Пальцы ложатся спать» : поочерёдное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

10. «Пальчики здороваются»;

11. Повтор первого упражнения.

После массажа можно приступать к выполнению гимнастики для мелкой мускулатуры пальцев.

Гимнастика может быть

без речевого сопровождения;

с речевым сопровождением.

С речевым сопровождением представлена на слайде пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик».

Без речевого сопровождения: дерево, корни, ворота, бинокль, заяц, лодка….

Дерево

Флажки

Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

Комплексы гимнастик для мелкой мускулатуры рук (без речевого сопровожде-ния и с речевым сопровождением) представлены в печатном варианте.

Детям, у которых не сформированы координированные зрительно-моторные реак-ции, сложно выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Движе-ния рук у них скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, было выделено 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:

· точность направления движения руки;

· регулирование размаха рисовального движения;

· коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;

· коррекцию формообразующих движении руки;

· коррекционную работу по формированию графических умений и навыков написания элементов школьного письма.

По каждому направлению необходимо предлагать ребёнку серию заданий по зара-нее подготовленным иллюстрированным карточкам. На слайде представлено зада-ния:

- «От цветка к цветку»

- «С бугорка на бугорок»

Главной задачей которых является регуляция размаха рисовального движения при рисовании дуг разной величины, глазомерная оценка протяжённости.

Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании позволяет развивать у ребенка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

Комплекс заданий по коррекции рисовальных движений и изобразительных навы-ков представлен в печатном варианте.

Развитию зрительно – моторной координации способствуют

Графомоторные игры и упражнения :

·

«По морям, по волнам»;

·

«Машина на дороге»

Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв.

Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, что-бы не было аварии. ;

· «Дети заблудились»;

Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую мотори-ку.

Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!

· «Листья».

Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки.

Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябино-вый лист обвести по контору зеленым карандашом:

Для развития зрительно – моторной координации также целесообразно использо-вать дидактические игры:

· различные мозаики;

· пазлы (разные по величине и количеству);

· игры «Наряди куклу в бусы», «Кто скорее вденет шары в нитку» (нанизыва-ние бус, шаров, пуговиц);

· ниткография;

· конструкторы («Лего», и т. д.)

· «Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);

· Шнуровки (на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т. д.);

· «Выложи рисунок из спичек (семян, пуговиц, и т. д.);

· Игры с природным материалом: «Выложи узор», «Сделай как я!» (из палочек и природного материала);

· игры с пластилином;

· игры с бумагой, оригами;

· «Нарисуй пальчиком на песке»; «Рисование на снегу»

· «Обведи и закрась» (с использованием трафаретов);

· «Заплети косичку»;

· «Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).

· «Сложи двумя руками пуговицу в коробку».

· Бисероплетение.

Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры:

«Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис».

Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)

· «Прокати шар в ворота»;

· «Попади в цель»;

· «Позвони в колокольчик»;

· «Набрось кольцо»;

· «Поймай мяч»;

· «Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;

· «Лабиринты».

Различные штриховки:

· рисунков;

· геометрических фигур;

· букв;

· цифр.

Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно-двигательных функций, а также для развития зрительно-моторной координации имеет место такое направление работы как работа с иглой.

В него включены два вида работы:

- обкалывание контура изображённого предмета;

- коррекционное вышивание.

На этом слайде представлено обкалывание контура листочка дерева. А на следую-щем – коррекционное вышивание с использованием различных швов, а также «крестом», на специальной решётке.

В печатном варианте представлена тематика 15 занятий по работе с иглой

При сформировании зрительно – моторной координации целесообразно переходить к следующему наиболее ответственному направлению в работе – формированию навыков написания элементов школьного письма в тетради.

Это наиболее трудоёмкая и сложная работа проводится с детьми старшего до-школьного возраста.

Для осуществления этого направления в работе также необходимо использование игровой формы для создания зрительного образа элементов букв. Дошкольнику ближе и больше нравятся игровые действия, чем монотонная, однообразная деятельность. И в от-личии от школьной методики характерным в таких занятиях является включение в струк-туру занятий графической игры, о чё м свидетельствуют названия заданий:

§ «Бегут рельсы как река - заповедны берега»;

§ «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, проедет поезд запоздалый»;

§ «Все вагончики бегут, зацепившись там и тут»;

§ «Не заметил сразу он, влез в оцепленный вагон»;

§ «Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим».

Постепенно, незаметно игровая задача свёртывается и на первый план выступает дидактическая. Система заданий (с постепенным их усложнением) даёт возможность по-следовательно усваивать необходимые навыки овладения письмом.

Задания включают:

- микроориентировку в тетради и на листе бумаги;

- ознакомление с разлиновкой;

- работу в пределах границ линии;

- совершенствование зрительно-моторной координации и мелкой мускулатуры пальцев.

На основе изучения литературы и практической работы с детьми, эффективно проводить игровые упражнения, состоящие из 11 заданий, направленных на коррекцию и формирова­нию умений письма. Эти задания являются фрагментом занятий по обуче-нию грамоте. Они тоже представлены в печатном варианте.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация : ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движения-ми. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с проблемами в развитии
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 14:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД