Папки-передвижки

Краеведческая беседа-игра «Об оленях и саамах» (старшая группа)

Светлана Середина
Краеведческая беседа-игра «Об оленях и саамах» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

краеведческой беседы - игры

«Об оленях и саамах»

(старшая группа)

Задачи:

• познакомить детей с историей появления первых людей на Кольском полуострове, дать понятие, что вся жизнь саамов зависит от оленей с тем, что они дают все необходимое для жизни людей;

• развивать познавательную активность, любознательность;

• прививать интерес к историко-культурному наследию коренных народов нашего края.

Материалы:

• презентация «Об оленях и саамах»;

• веревка – «аркан»;

• маски оленей;

• маленькие мягкие мячи

Публикация «Краеведческая беседа-игра „Об оленях и саамах“ (старшая группа)» размещена в разделах

Ход мероприятия:

1. Саамы на Кольском полуострове

Мы с вами родились и живём на Кольском полуострове. А знаете ли вы, какой народ считается коренным на этой земле? (Правильно, саамы) (2 слайд). 6 февраля отмечается национальный День саамов, поэтому наше мероприятие посвящено этому празднику. (3 слайд).

В далекой, но удивительной стране Лапландии, где летом не заходит солнце и ночью светло, как днем, а потом полгода длится непрерывная ночь, живет маленький народ – саамы. (4 слайд). По легенде, народ этот произошел от любви обычной девушки и сына Земли и Солнца - оленя. Поэтому саамы часто называют себя «оленным» народом. Это меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Саамы не только охотились на оленей, но и разводили их. (5 слайд).Они всегда жили в гармонии с природой. В песнях и легендах завещали потомкам беречь и защищать свою землю.

Другие народы называли саамов «лопарями». «Лопь» означает «край земли», а «лопарь» — «человек, живущий на самом краю земли».

Кольские лопари вели полукочевой образ жизни, что было связано с их основным занятием - оленеводством. Трудно представить себе жизнь древнего саама без оленя. (Подумайте, что давал человеку олень)

- мясо, молоко и кровь оленя представляли собой высококалорийную пищу и служили также средством против цинги; (6 слайд).

- шкуры шли на изготовление одежды и обуви, на устройство жилища, шитье «постелей» (перин, снастей, упряжи, обшивку лодок; (7 слайд).

- из рогов — наконечники для дротиков (8 слайд, из сухожилий изготавливали нити, (9 слайд)

- оленя использовали для перевозки клади и как средство передвижения. (10 слайд).

Так как оленьи стада в поисках корма постоянно переходили с места на место, то и саамы несколько раз в году переезжали (11 слайд). Поэтому у них были как постоянные жилища, так и переносные.

Избушки - вежи - очень древнего происхождения. Это постоянное жилище. (12 слайд).

Саамское жилище другого типа - кувакса. (13 слайд) Это небольшой шатер из жердей, длиной три метра, расставленных по кругу, сходящихся в вершине. Обтянуты они оленьими шкурами. (14,15 слайд) Внутри куваксы горит огонь, над которым постоянно висит котелок или чайник. На земле постланы оленьи шкуры, на которых сидят и спят лопари.

Все люди, которые общались с коренными лопарями, говорили: «Лопари - народ смирный, робкий, честный, веселый, гостеприимный, сострадательный к бедным, почтительный к старшим…».

Во всех кочевках и переездах с места на место дети всегда бывают с родителями. Поэтому они с самых ранних лет привыкают и к суровой природе, и к труду. Дети очень рано начинали помогать в работе взрослым. Иногда маленький мальчик, еще ружья не в силах держать, уже едет с отцом в лес или в тундру на охоту. Мальчик лет 11-12 уже работает с оленями: вместе с взрослыми заготавляет в лесу дрова и возит их, самостоятельно управляет оленями во время далеких поездок, помогает в рыболовстве. Девочки помогали матерям в домашних работах, в шитье и вязании одежд.

2. Викторина «Саамы»

1. Как называется самый древний народ на нашем полуострове?

2. Почему саамов называли «лопарями»?

3. Какое самое главное занятие саамов?

4. Для чего саамы разводили оленей?

5. Какие жилища были у саамов?

6. Когда отмечается День саамов?

3. Игровая фольклорная композиция

И у саамов, как и у любого другого народа, есть своя культура, свои обычаи и традиции, свой неповторимый фольклор. Есть в саамском языке слово «мушшт». В переводе на русский язык означает - память. Память народа – это сказки, легенды, сказания, пословицы, поговорки, народное творчество. То есть всё, что заключает в себе мудрость народную.

Очень долгое время у саамского народа не было своей письменности, передавались легенды и сказания из уст в уста. Есть у саамов любимый герой, олицетворяющий их находчивость, бесстрашие и безграничную любовь к отчей земле. Имя этого героя - Ляйне. В знак большой народной любви о нем сложено немало сказаний. Подобно русскому Илье Муромцу саамский Ляйне разит врагов направо и налево, натягивает тетиву лука и посылает стрелу в разбойника, чтобы он «не убивал стариков и детей, а женщин не угонял в плен». Еще один герой – маленький стрелок из лука, который спас свой род от злых шведов.

Мы с вами родились на Кольской земле, а значит мы тоже немного саамы. Давайте посоревнуемся в меткости.

«Поймай оленя»

Стул - олень. По очереди кидаем веревку так, чтобы «заарканить» оленя. Выигрывает тот, кто более точно попадает.

Саамские загадки

Очень любят ребятишки всех народов отгадывать загадки. Саамские - не исключение. Давайте попробуем отгадать несколько саамских загадок.

1. Без рук, без топора сделана вежа (Гнездо)

2. Один большой костер согревает всю землю (солнце)

3. Без крыльев, а летит. Без рук, а толкает. (Ветер)

4. Лес бежит, земля дрожит (стадо оленей)

5. Ни окон, ни дверей, только две дыры, а жить можно (кувакса)

Игры у лопарских детей напоминали работу взрослых лопарей: любимая игра у них - игра в оленей.

Игра «Отбивка оленей»

Среди играющих выбирают двух «пастухов», остальные участники - «олени». «Олени» становятся внутри очерченного круга, «пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего («Раз, два, три - лови!») «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают от мяча. «Олень», в которого попал мяч, считается отбитым от стада, пойманным. После 4-5 бросков подсчитывается количество пойманных «оленей».

Игру надо начинать только по сигналу ведущего. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается только прямое попадание мяча, а не после отскока.

- Вот и подошла к концу наша краеведческая беседа - игра. Много нового вы сегодня узнали про саамский народ, а что-то вам ещё предстоит узнать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа)Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.

Дидактическая игра «Математическое лото» (старшая, подготовительная группа)Дидактическая игра «Математическое лото» (старшая, подготовительная группа) Всем добрый день,уважаемые коллеги, предлагаю вам игру-лото,которую можно сделать своими руками из крышечек. Я ее делала для детей подготовительной.

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактическая игра «Ширма-куб» по ФЭМП (старшая группа)Дидактическая игра «Ширма-куб» по ФЭМП (старшая группа) Дидактическая игра. Ширма-куб по ФЭМП. (Старшая группа)Данное методическое пособие направлено на развитие всех областей развития математических.

Игра-беседа «Безопасное поведение на железной дороге и в общественном транспорте» старшая группаИгра-беседа «Безопасное поведение на железной дороге и в общественном транспорте» старшая группа Беседу провела И. О. начальника железнодорожной станции Строганова Е. Н. (цикл занятий "Профессии наших родителей) Цель мероприятия: формирование.

Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада) ВидеоКвест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада) Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней.

Игра-геокэшинг «Кладоискатели» (старшая группа)Игра-геокэшинг «Кладоискатели» (старшая группа) .

Сюжетно-ролевая игра «Больница» (старшая группа)Сюжетно-ролевая игра «Больница» (старшая группа) Сюжетно-ролевая игра - основное и любимое занятие детей. Участвуя в сюжетно-ролевой игре, дети знакомятся с окружающим миром, через принятую.

Сюжетно-ролевая игра «Маслосырзавод» (старшая группа)Сюжетно-ролевая игра «Маслосырзавод» (старшая группа) Сюжетно – ролевая игра «Маслосырзавод» Старшая группа Цели: формировать представление детей о труде взрослых на заводе родного города. Задачи:.

Сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия» (старшая, подготовительная группа)Сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия» (старшая, подготовительная группа) Описание игры. Цель: Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческая беседа-игра «Об оленях и саамах» (старшая группа)
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 10:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведческая беседа-игра «Об оленях и саамах» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Середина (УИ 319429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД