Елена Дорошенко
Круглый стол «Воспитать патриота и гражданина» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Публикация «Круглый стол „Воспитать патриота и гражданина“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Цель: воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с детьми.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
• формирование нравственно-духовных особенностей личности;
• формирование чувства гордости за свою нацию;
• формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
• формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям.
Содержание мероприятия
В начале собрания звучит музыка. Дети выносят флаг. Звучит гимн Российской Федерации.
Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному краю в детском саду и семье. Мы рады, что вы откликнулись и пришли на нашу встречу.
Мы живём в Ростовской области. Её природа уникальна и разнообразна. Много красивых мест и достопримечательностей. И не смотря на все проблемы, которые существуют в нашей стране, мы любим её и гордимся её историей. Здесь появились на свет наши дети, здесь им расти. Наша задача воспитать их так, чтобы они гордились своей Родиной, а когда вырастут, стали бы достойными гражданами, которые смогут сделать всё, чтобы их страна процветала. Поэтому очень важно уделять достаточное внимание нравственно-патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте.
Дети исполняют вместе с воспитателями песню «Родина, родина…»
Сегодня у нас необычная встреча, у нас «Круглый стол»
Представляю участников нашего круглого стола
Семья…. ,
Семья….
Представляю гостей: педагогический коллектив детского сада
Дети читают стихи.
«Ростовский край»
Ростовский край, родной мой дом,
Тебя люблю я всей душой,
Твои поля, твои луга,
Без них, мне жизнь моя пуста.
Не променяю я тебя, не на какие города,
Лишь только ты всегда со мной,
Мой милый край, мой дом родной.
Твои закаты и рассветы,
В груди моей, теперь навеки.
«Ростовская область»
Сергей Целищев
По изгибам великого ДОНА
Вдоль горбатых песчаных холмов,
Появилась Ростовская область
Много сёл, городов, хуторов.
Облака по лазурному небу
Проплывают, любуясь с высот,
До чего же чудесная местность
До чего ж в ней прекрасный народ.
— Все мы с вами россияне. Почему? (ответ детей)
— Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация) (ответ детей)
— Какой город является столицей России? (Москва) (ответ детей)
— Кто является президентом России? (В. В. Путин) (ответ детей)
— Россия — это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми.
— В большой стране у каждого человека есть свой любимый уголок — улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина.
— Ребята, а как называется наша малая Родина, где мы живем, где ходим в детский сад? (ответ детей)
А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая великая Родина — Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Презентация «Моё село»
Хутор ГОЛОВАТОВКА находится на левобережье реки Кагальник, в степи, между сёлами Пешково и Заимо-Обрыв. Расположено в 17 км (по дорогам) юго-западнее районного центра — города Азова.
Он возник постепенно жители слободы Кагальник, в летнее время дня, более удобного для занятия хлебопашеством, выходили в свободное степное место, устраивали. ток и молотили хлеб, здесь у них оставался корм для скота, а зимой тут же находился и скот. Потом при благоприятных условиях в урожайные годы здесь начали устраивать дома и поселились здесь навсегда. ". По ревизским сказкам 1816 года в Кагальнике проживало четыре брата: Степан, Данило, Демьян и Давид Ивановичи Головатенко, самому старшему из них было 48 лет. Кто из них основал хутор, неизвестно. Первым, как утверждает предание, поселился на этом месте крестьянин Головатый, откуда и пошло название хутора. Вслед за ним стали селиться и другие крестьяне, которые занимались хлебопашеством, а в зимнее время - рыболовством. Приходом хутор сначала принадлежал к Кагальнику, а затем - к Пешково.
Многие родители считают, что дошкольный возраст – это беззаботная пора и рано их детям знать о таких серьёзных вещах, а кто- то просто не считает нужным прививать детям патриотические чувств
Все наверно помнят строки детской песни «С чего начинается Родина? – С картинки в твоём букваре…» на самом деле, Родина начинается гораздо раньше, чем ребёнок возьмёт в руки букварь. Она начинается с того момента, когда появляется семья, когда малыш впервые видит своих родителей, когда он слышит колыбельную песню, которую поёт ему мама. Прислушиваясь к её голосу, ребёнок начинает любить родную речь. Увлекаясь сказками -, малыш узнаёт, что его народ считает для себя самым важным, получает первый нравственный урок. Он видит, как важно любить свою семью, заботиться о близких, быть добрым, трудолюбивым. Он начинает любить то, что любит его народ. Пословицы и поговорки – источник народной мудрости, а поэзия и искусство научит восхищаться и ценить прекрасное.
Дети очень любят гулять. Находясь на природе, ребёнок любуется её красотой. У него появляются любимые места, впечатления, полученные на прогулках в парке, в лесу, у реки – остаются в памяти на всю жизнь
. Чувство патриотизма это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,
. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду.
Поэтому и патриотическое воспитание надо начинать с самого раннего детства. Именно в этом возрасте дети способны получать новые знания через созерцание окружающего мира, получать яркие эмоции от увиденного. Душа ребёнка открыта и чиста, и мы с вами должны помочь ему заполнить её добром, хорошими мыслями и поступками.
А теперь давайте проверим насколько вы знакомы с истоками. Хорошо знаете пословицы и сказки. Ведь именно с них начинается любовь к своему народу. Учится восхищаться и ценить прекрасное.
Д. и. «Продолжи пословицу»
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Где родился. (там и пригодился.)
Мала птица, а (и та свое гнездо бережет.)
Без корня трава не растет (без Родины человек не живет).
Родина – мать, (умей за нее постоять)
Человек без Родины – (что соловей без песни.)
Чужой земли не хотим (своей не отдадим.)
Тот герой, (кто за Родину горой.)
Тяжело в учении, (легко в бою.)
Нашей армии сыны (Родине верны.)
Дружно за мир стоять (войне не бывать.)
Сделал дело (гуляй смело.)
Любишь кататься – (люби и саночки возить.)
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда.)
Делу время (а потехе час.)
Старый друг (лучше новых двух.)
При солнышке тепло (при матушке добро)
В хорошей семье (хорошие дети растут.)
Вся семья вместе, (так и душа на месте.)
Д. и. «Назови сказку»
«Спи, глазок, спи, другой» -. Сказка «Хаврошечка»
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» - Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Носик, носик, пей водичку» - Сказка «Петушок и чудо – меленка»
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» - Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.
«Несёт меня лиса за тёмные леса!» - Сказка «Кот, петух и лиса»
"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл!" - Колобок
А сейчас я предлагаю вместе подумать, как нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей.
— С чего необходимо начинать? (с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. А, любовь к Родине воспитывается через любовь отца и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность.)
— Знает ли ваш ребёнок бабушек, дедушек и других родственников?
— Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? (воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. Копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме — символе истории и времени. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома)
— Какие праздники и как вы отмечаете дома?
— Какое место в них отводится ребенку?
— Какие традиции есть у вашей семьи? (сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребенка)
— Разговаривайте ли вы с ребенком о детском садике? Какие чувства он при этом испытывает? Чувство любви к детскому саду, воспитателям, детям? Гордость за свой сад, свою группу? Желание пойти туда, встретиться там с друзьями? (Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу и сами активно участвуют в жизни группы и детского сада, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада. Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.)
— Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
Давайте, спросим, у детей знают ли они свой домашний адрес? (ответы детей)
Ребёнку нужно объяснять, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор — это наш общий дом, и мы должны бережно к нему относиться.
Сегодня мы узнали, что наши дети, знают, в какой стране мы живём, знают геральдику Ростовской области.
В детском саду мы знакомим детей с достопримечательностями нашего посёлка, проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации. Однако этого, конечно, недостаточно, и нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по посёлку, городу и области, фотографируйтесь с ними. Обращайте внимания детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, памятники, особенности кузбасской природы, на то, как люди украшают родной посёлок (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов, заботятся о его привлекательности и чистоте.
Знакомя детей с родным краем, рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес.
На доске нарисовано солнце и на нем написано «Патриот, кто он?»). Давайте соберем лучи солнца и прочитаем их.
1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5. Готов стать на защиту Отечества
6. Знает государственную символику
7. Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Дети — будущее нашей Родины — им беречь и охранять её просторы, её красоту и богатство.
Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.
У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка. В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Маленький принц спросил:
- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо воспитывать детей так, чтобы они знали свои корни и не были Иванами, не помнящими родства.
Решения, принятые в ходе круглого стола :
1. Принять активное участие в работе детского сада, связанной ознакомлением с родным городом, природой и достопримечательностями Азовского района и села Головатовка.
2. Продолжать работу над оформлением фотоальбомов «Я и мой посёлок», «Мой любимый край!», «Мой дом родной»
Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.
Я благодарю участников нашего круглого стола. Воспитатели раздают родителям памятки (см. Приложение)
Ожидаемый результат:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Вывод: постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Литература
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
5. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.
6. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
7. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч. № 6 – 2003г
8. Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
9. Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
10. Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
11. Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс. 2001г.
12. Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
13. Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.