Кружок для группы дошкольного возраста (5–6 лет) «Юный эколог»

Надежда Гусельникова
Кружок для группы дошкольного возраста (5–6 лет) «Юный эколог»

Пояснительная записка

Актуальность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не сегодняшний».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления Результаты современных психолого- педагогических исследований показывают, что дети дошкольного возраста могут успешно познавать не только внешнюю, видимую структуру окружающих предметов и явлений, но и их внутренние свойства. Познание мира детьми происходит прежде всего в наглядной и игровой деятельности, а не на основе вводимых словесных понятий

В настоящее время экспериментирование в ДОО рассматривается как основной вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. При этом считается, что детская экспериментальная деятельность (наряду с игровой) претендует на роль ведущую деятельности ребенка в ДОО. Это положение нашло свое отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В основе интереса к экспериментированию лежит подробность детей в новых впечатлениях, которые они стараются получить, наблюдая окружающий мир. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее он развивается

Программа по дополнительному образованию «Юный эколог» разработана для интеллектуально-одаренных воспитанников, проявляющих интерес и способности к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель– создание условий для познавательной активности детей дошкольного возраста 5-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).

3. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, линейка и т д)

4. Развивать у детей умственных способностей.

5. Развивать мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, сообщение.

6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так) ;

*ситуация выбора

При проведении экологических экспериментов роль взрослого заключается:

• В постановке вопросов, побуждающих детей сравнивать свойства объектов на всех этапах эксперимента;

• В установлении причинно-следственных связей между «началом» и «концом» эксперимента;

• В выделении наиболее существенных стадий эксперимента и обучении ребенка правильному алгоритму действий ;

• В совместном выдвижении предположений и формулировании выводов из эксперимента;

• В оказании помощи при анализе и обобщении полученных результатов;

• В обеспечении безопасности эксперимента.

Важно чтобы в ходе подготовки, проведения и обсуждения результатов наблюдений и экспериментов был реализован «диалогический принцип» общения между взрослым и детьми

График работы кружка «Юный эколог»

1 раз в две недели

Четверг 9.35 -10.00

Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год

Режим организации занятий для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Продолжительность Кол –во часов в неделю Кол – во занятий в год

25 минут 1 18

Тематический план кружка «Юный эколог»

Месяц Тема Задачи Страница

Сентябрь Тема № Состав почвы 1Дать первоначальные знания о составе почвы, подвести к следующим открытиям

• Почва может быть разной. Например, плодородный верхний слой или песчаные, бедные почвы

• Почва состоит из разных компонентов

• Под землей есть множество слоев

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;50)

Тема № 1

Распространение света Познакомить детей со следующими свойствами света:

• Свет всегда распространяется прямолинейно

• Свет распространяется во все стороны

• Распространение света можно ограничить (4;10)

Октябрь. Тема № 1

Растения вырастают из семян 1 Дать первоначальные знания о прорастании растения из семян, подвести к следующим открытиям

• Большинство растений вырастают из одного семени

• В семени находится вся информация о том, каким должно быть это растение

• Для прорастания необходимы определенные условия

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;10)

Тема № 5

Отражение в стекле Познакомить детей со следующими свойствами света

• Прозрачные тела, так же как зеркала, могут отражать падающий на них свет, но не весь, а только небольшую его часть

• Расстояние от отражения за стеклом до стекла ровно такое же, как и расстояние от предмета до стекла

• При перемещении предмета перед стеклом отражение за стеклом путешествует за ним. (3;36)

Тема № 11

Рост растений в разных условиях 1Дать первоначальные знания о влиянии разных условий на рост растений, подвести к следующим открытиям

• В природе существует круговорот, который не дает процессам остановиться

• Для роста растений необходимы определенные условия

• Растения приспосабливаются к смене времен года

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;66)

Ноябрь.

Тема № 3

Отражение света Познакомить детей со следующими свойствами света:

• Блестящие поверхности меняют направление распространения световых лучей (отражают их)

• В зеркалах мы видим предметы, которые находятся перед ними

• Направление отражения световых лучей зависит от направления падения на зеркало лучей. (3;22)

Тема № 10

Вода в природе 1Дать первоначальные знания о значении и роли воды в природе, подвести к следующим открытиям

• Осадки - важное погодное явление

• Количество осадков можно измерить

• Почти всем живым организмам для существования нужна вода

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (3;64)

Декабрь.

Тема № 15

Забавные телефоны Познакомить детей со следующими свойствами звука:

• Звук в воздухе распространяется во все стороны

• Звук может проходить через твердые тела

• Звук лучше передается через твердые тела, чем по воздуху (3;100)

Тема № 5

Строение растения 1Дать первоначальные знания о строении растений, подвести к следующим открытиям

• Растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу

• Растения умеют передавать воду и питательные вещества из почвы, закрепляют растение на поверхности земли

• Растения могут давать человеку полезные вещества, красители, ароматические вещества или масла.

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;34)

Январь.

Тема № 8

Цвет света Познакомить детей со следующими свойствами света

• Цвет кажется белым, хотя состоит из разных цветов

• Цвета лучей света – это цвета радуги.: (3;54)

Февраль.

Тема № 6

В почве есть жизнь 1Дать первоначальные знания о том, что в почве есть жизнь, подвести к следующим открытиям

• У каждого типа почвы есть своя среда обитания

• В почве живет множество живых существ, невидимых на первый взгляд

• Животные и растения зависят друг от друга

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием (4;40)

Тема № 11

Откуда звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;

• Звук распространяется в воздухе во все стороны

• Звук можно направить в одну сторону

• Звук можно принять из какого-нибудь определенного направления

• Место источника звука можно определить на слух.

(3;76)

Тема № 12

Вибрация и звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;

• Источником звука может быть любой предмет

• Воздух может распростр\анять звуки

• Ухо умеет принимать и распространять звуки (4;76)

Март.

.Тема № 13

Как увидеть звук Познакомить детей со следующими свойствами звука;

• Звуковые волны – это энергичные колебания

• Звуковые волны могут вызывать колебания других тел (3;88)

Тема № 9

Почва может накапливать воду 1 Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующим открытиям

• Почва состоит из разных компонентов

• В зависимости от состава и количества компонентов в почве, можно выделить плодородную, песчаную, глинистую почву и др

• Количество воды, способной удержаться в почве, зависит от ее состава и количества растений, растущих на ней

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием. (4;58)

Апрель.

Тема № 14

Не только увидеть, но и почувствовать Дети в процессе игры должны быть подведены к следующим открытиям

• Колебания можно сделать видимыми

• Колебания можно ощущать, например с помощью камертона

• Колебания могут приводить предметы в движение. (4 ;94)

. Тема № 7

Как увидеть малое большим Познакомить детей со следующими свойствами света ;

• Световые лучи могут менять свое направление, преломляться

• Направление световых лучей меняется, когда они из воздуха попадают в прозрачную среду (вода, стекло) и проходят сквозь нее

• Когда меняется направление световых лучей, создается изображение предмета, которое может казаться больше или меньше самого предмета.

(3;48)

Май.

Тема № 14

Тепло и влага 1 Дать первоначальные представления о влиянии погодных характеристик на рост и развитие растения

Тепло и влага зависят от времени года

Живые существа приспосабливаются к погоде

2 Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием. (4;88)

Список литературы

1. Фисенко М. А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: свет и звук Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М.:ИНТ. – с. 106

4 Набор для экспериментирования. Мои первые опыты изучаем природу Методическое пособие для работник

ов дошкольных образовательных организаций. - М.:ИНТ. – с 104

5 Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»

6. Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой

Публикации по теме:

Программа «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира.

Детское объединение «Юный эколог» Пояснительная записка Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал В сентябре проводят диагностику по экологии. ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 1. К ребятам приходит доктор Айболит. 2. Дидактическая игра: Чтение стихотворения.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на 3 часть (продолжение) ФЕВРАЛЬ ЗАНЯТИЕ №1. Почему идет снег. Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей представление о природных явлениях их взаимосвязи.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 5 часть АПРЕЛЬ. ЗАНЯТИЕ №1. Поможем нашим зеленым друзьям. Программное содержание: 1. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 4 часть (продолжение март месяц) МАРТ. ЗАНЯТИЕ №1. Беседа о весне. Программное содержание: 1. Закрепить представление детей о весне. Растаял снег,.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь, январь (продолжение) Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь,январь месяц. ДЕКАБРЬ. ЗАНИТИЕ №1 1. Наблюдение.

Проект по экологии «Юный эколог» Муниципальное Казенное учреждение Детский дом «Остров надежды» Проект по экологии «юный эколог» г.

Проект «Юный эколог» .

Программа творческого объединения «Юный эколог» Сентябрь Занятие № 1 Тема: Экология в картинках. Экология как наука. Живая и неживая природа. Цели и задачи занятия: - Обобщить представление.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Кружок для группы дошкольного возраста (5–6 лет) «Юный эколог»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 03:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Моряки на парусниках» для совместного творчества...
Поделки из камней – интересное и увлекательное занятие. Процесс изготовления таких поделок требует творческого подъема. Каждый образ подсказывает форма и...
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Отчет о работе отряда ЮИД «Дорожный дозор»
Смотр-конкурс отрядов помощников ЮИД. На дороге наш дозор, С нами друг наш светофор. Неустанно вместе с ним За порядком мы следим. Наши...