Наталья Антонюк
Кружок по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебные краски» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа базируется на положениях ФГОС о художествен-но – эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Созданию программы способствовало желание оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повышению интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно – творческие способности ребенка.
Публикация «Кружок по рисованию в нетрадиционной технике „Волшебные краски“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Цель данного кружка : Развивать художественно-творческие способностей дошкольников, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к мате-риалам, используемым в работе, желание доводить начатое до конца.
Сроки проведения: с сентября 2017 по май 2018г.
Возрастная категория: 4-5 лет
Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг/пятница). Продолжительность занятия 20 минут.
Форма проведения занятий: практическое занятие.
Программа предусматривает обучение детей работе с различными видами материалами: (природный материал, восковые мелки, ватные диски и ватные палочки и т. п.); использование различных техник рисования (кляксография, монотипия, печатание растениями элементы аппликации и т. п.).
Особенное внимание уделяется эмоционально – эстетическому аспекту развития ребенка.
Работа с родителями:
- Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет».
- Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые краски и работа с ними».
- Наглядно – текстовая информация «Как правильно использовать нетрадиционные техники рисования».
- Индивидуальные беседы с родителями о нетрадиционных техниках рисования.
- Еженедельные выставки творческих работ детей.
Нетрадиционные художественные техники :
- Рисование пальчиками, ребенок опускает в краску пальчик и нано-сит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой, ребенок опускает в краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- «Тычок» жесткой полусухой кистью, ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Печатание растениями (отпечаток листьями, ребенок окрашивает гуашью засушенное растение, листок и наносит оттиск на бумагу, аккурат-но прижимает «печатку» и снимает с поверхности листа, образуя композицию из листьев и др. частей растений.
- Монотипия, ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не вы-сохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Пастель, ребенок рисует по шероховатой поверхности бумаги (кар-тона) пастельным мелком, красочный слой растирают пальцами по бумаге. После рисования необходимо зафиксировать изображение лаком.
- Кляксография (выдувание трубочкой, ребенок макает кисть в раз-веденную краску и брызгает на лист бумаги. Берет трубочку, и дует через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать, чтобы получить нужную форму.
- Оттиск смятой бумагой, ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
- Свеча + акварель, ребёнок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
- Граттаж, ребёнок палочкой процарапывает рисунок на заготовке (лист натертый свечой и покрытый тушью с жидким мылом).
- Рисование по - сырому, ребенок широкой кистью наносит воду на всю поверхность листа бумаги, затем тонкой кисть рисует красками заду-манный образ.
- Рисование на мятой бумаге, ребенок сминает руками лист бумаги, затем расправляет его на поверхности стола. После чего приступает к рисованию гуашью.
- Рисование с использованием ватных дисков, ребенок кисточкой, смоченной в воде, примакивает ватные диски к бумаге. Прорисовывает де-тали тонкой кисточкой.
- Пуантилизм (рисование точками, ребенок макает в краску кончик карандаша с ластиком на конце и ставит отпечатки на листе бумаги со-гласно замыслу (по контуру предмета или заполняет точками все изображение целиком).
- Штамп, ребенок макает в гуашь заготовку (штамп) и ставит отпечаток на листе бумаги.
- Рисование ватной палочкой, ребенок макает в гуашь ватную палочку и ставит отпечатки на листе бумаги по контуру предмета или проводит палочкой линию необходимой длины.
- Рисование с использованием салфеток, ребенок скатывает шарики из салфеток, приклеивает их на основу.
- Пластилинография (размазывание, ребенок отщипывает кусочек пластилина от целого куска, скатывает шарик. Затем надавливает на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивает его в нужном направлении, заполняя основу.
- Оттиск пенопластом, ребенок макает в гуашь заготовку из пенопласта и ставит отпечатки на листе бумаги.
- Оттиск пробкой, ребенок макает в гуашь пробку и ставит отпечатки на листе бумаги.
- Восковые мелки, ребенок рисует предметы с помощью восковых мелков проводя широкие или узкие линии в разных направлениях.
- Рисование зубной пастой, ребенок макает кисть в разведенную до консистенции жидкой сметаны зубную пасту и наносит мазки по контуру предмета или заполняет его целиком.
- Рисование окрашенными шариками, ребенок макает в гуашь слегка надутый воздушный шарик и ставит отпечатки на листе бумаги.
- Ниткография, ребенок, используя клей, намазывает черту на заготовке (картон) при помощи тонкой палочки. Далее, на не застывшую клеевую основу аккуратно приклеивает нить, прижимая ее пальцами, постепенно заполняя контур изображения.
Программа включает:
-перспективное планирование занятий
-тематическое распределение занятий на учебный год
Ожидаемый результат работы кружка :
- Дети используют в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Дети проявляют творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Перспективный план работы кружка
Да-та Название Вид Задачи Оборудование
Сентябрь
1 неделя сентября «Мухомор»
Рисование пальчиками, фон–монотипия Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность в работе Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.
2 неделя сентября «Ветка рябины»
Рисование пальчиками, фон – пастель Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пасте-лью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев, салфетки
3 неделя сентября «Яблочный компот» Штамп, рисование ватной палочкой
Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку
Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма
4 неделя сентября «Деревья осенью»
Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой
Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки
Октябрь
1 неделя октября «Осенний лес» (коллективная работа) Рисование с использованием салфеток
Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику
Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3, салфетки (красные, желтые, вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки)
2 неделя октября Листопад» (коллективная работа)
Пуантилизм (рисование точками) Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3, гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки
3 неделя октября «Фрукты» (натюрморт) Рисование с использованием ватных дисков Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки
4 неделя октября «Паутина»
Рисование окрашенным шариком
Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение Листы бумаги, крышка от ко-робки, гуашь, шарики
Ноябрь
1 неделя ноября «Белочка в дупле» Рисование ладошкой, пальчиками Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
2 неделя ноября «Моя любимая игрушка» Пуантилизм Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки
3 неделя ноября «Волшебные зонтики»
Пластилинография (размазывание)
Знакомить с тех-никой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность Листы цветного картона, пластилин
4 неделя ноября «Котенок»
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки
Декабрь
1 неделя декабря «Домик»
Оттиск пенопластом Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета
Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы из пенопласта
2 неделя декабря «Зимнее дерево»
Рисование зубной пастой Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность Цветной кар-тон (черный, синий, зубная паста, салфетки
3 неделя декабря «Елочка»
Рисование ладошками
Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
4 неделя декабря «Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск проб-кой
Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету Изображения елок (предыдущее занятие, гуашь, пробки, салфетки
Январь
1 неделя января «Красивые снежинки» Свеча + акварель
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление
Листы бумаги, свеча, акварель, кисти
2 неделя января «Снеговик»
Штамп, рисование ватными палочками Совершенствовать умения в данной технике Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти
3 неделя января «Зима»
Рисование на мятой бумаге Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения
Листы бумаги, акварель, кисти
4 неделя января «Метель»
Ниткография Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ас-социативное мышление Листы бумаги, гуашь, нитки
Февраль
1 неделя февраля «Укрась варежки» Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками
Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки
2 неделя февраля «Северное сияние» Монотипия
Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета
Литы бумаги, акварель, кисти
3 неделя февраля «Придумай и дорисуй» Карандаши (восковые мелки) Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши (восковые мелки)
4 неделя февраля «Кораблик»
Пластилинография
Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность Цветной кар-тон, пластилин
Март
1 неделя марта «Цветок для мамы»
Пуантилизм
Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции Листы бумаги, гуашь, ватные палочки
2 неделя марта «Волшебный цветок»
Рисование пастелью Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета Листы бумаги, пастель
3 неделя марта «Облака»
Рисование по сырому Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость Листы бумаги, акварель, кисти
4 неделя марта «Весеннее солнышко» Рисование ладошками
Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение
Изображение неба, облаков (предыдущее занятие, гуашь, кисти
Апрель
1 неделя апреля «Деревья смотрят в лужу»
Монотипия
Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти
2 неделя апреля «Космос»
Граттаж
Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя, деревянные палочки
3 неделя апреля «Весенний пейзаж» Оттиск скомканной бума-гой
Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции
Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков
4 неделя апреля «Цветущая ветка»
Кляксография (выдувание трубочкой) элементы аппликации
Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление
Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вы-резанные цветы, клей, кисти для клея, тря-почки
Май
1 неделя мая «Праздничный салют» Восковые мелки, акварель Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти
2 неделя мая «Красивые бабочки»
Рисование ладошкой
Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки
3 неделя мая «Бабочка»
Монотипия
Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление Листы бумаги, гуашь, кисти
4 неделя мая «День за-щиты детей» (плакат)
Рисование ладошками Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства
Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры