Юлия Бажанова
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Театральный сундучок» для работы с детьми от 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Театральный сундучок»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Театральный сундучок» предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет. Реализуется в форме кружка.
Направленность программы : социально-гуманитарная.
Актуальность программы
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Театральный сундучок“ для работы с детьми от 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Цель программы : Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра.
2. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
3. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.
4. Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Принципы проведения театрализованной деятельности :
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Виды деятельности:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкального сопровождения, постановка танцев; создание декораций; репетиции отдельных сценок и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Возраст детей: 6 -7 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Количество занятий – занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут, 36 занятий в учебный год.
Структура занятия :
А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;
Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т. д. ;
Г) упражнения на мимику и жесты;
Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т. д. ;
Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: вторник 15: 20-15:50
Количество детей в кружке: 8 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы
• хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
• показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
• показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читают стихотворный текст;
• передают образ героя характерными движениями;
• действуют на сцене в коллективе;
• действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
• умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
.
Формы подведения итогов реализации программы :
- выступления;
- создание презентаций;
Учебный план
Возраст Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество в месяц Количество занятий в год
6-7 лет 30 минут 1 4 38
Содержание программы
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкального сопровождения, постановка танцев; создание декораций; репетиции отдельных сценок и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми :
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизации
• объяснение
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения
• разыгрывание знакомых сказок, небольших занимательных сценок
• изготовление атрибутов к сказкам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема Дата проведения Дата по факту
1. Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э. Успенского.
Работа над дикцией : скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В. Орлова.
Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».
Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т. Кирсановой.
«Мы играем в театр» артикуляционная гимнастика. 07.09.21
2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики. 14.09.21
3. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды. 21.09.21
4. Язык жестов – беседа с детьми.
28.09.21
5. Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» - чтение-беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа. 05.10.21
6 Сказка «Рукавичка»- работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи. 12.10.21
7 Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов. Театральный словарь «Костюмер», «Гримёр». 19.10.21
8 Праздник «Путешествие в осенний лес» - обогатить яркими впечатлениями, вызывать желание принимать активное участие в празднике. 26.10.21
9 «Очень жить на свете туго без подруги или друга!». Чтение стихотворения – «Скажи о друге ласковое слово», Слушание песни «Если с другом вышли в путь», муз. В. Шаинского. 02.11.21
10 Сказка «Непослушные детки» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. 09.11.21
11 Сказка «Непослушные детки» - вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа. 16.11.21
12 Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными
видами театральных кукол. Обратить внимание на движение кукол во время
реплик. Вызвать желание работать с куклами.
Предложить детям манипулировать куклами бибабо. Коллективно разыграть
сказку «Репка». Добиваться плавного вождения кукол на ширме.
23.11.21
13 Артикул. гимн. «Бабушка и дедушка». 30.11.21
14 Инсценировка «В гости к ёлочке» - творческие задания, распределение ролей.
07.12.21
15 Театрализованная игра «Колобок» - закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения. 14.12.21
16 «Новогодний праздник!» - создавать радостное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике. 21.12.21
17. Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Игра «Животные в зоопарке», игра «Звериные голоса». 28.12.21
18 «Рождественские гуляния». 11.01.22
19 Знакомство с театром марионеток. 18.01.22
20 Инсценировка знакомых песен.
25.01.22
21 Настольный театр. 01.02.22
22 «Серый волк и Козлятки». Беседа по содержанию. Вхождение в образ. 08.02.22
23 «Серый Волк и Козлятки» - интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. 15.02.22
24 Показ сказки «Серый волк и Козлятки» на празднике мам, используя музыкальные костюмы, атрибуты, музыкальное оформление. 22.02.22
25 Театрализованная игра «Насос» и надувная игрушка: действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом. 01.03.22
26 Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух» - работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. 15.03.22
27 Показ сказки «Лиса, Заяц и Петух» - детям младших групп. 22.03.22
28 «Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. 29.03.22
29 Импровизация на тему «Сказочный герой.» 05.04.22
30 Песенная импровизация. 12.04.22
31 Театр на фланелеграфе. 19.04.22
32 Шуточные стихи: обыграть, самостоятельно распределить роли. 26.04.22
33 Знакомство с музыкальной сказкой «Клубок – шерстяной колобок». Распределение ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные». 3.05.22
34 Сказка «Клубок – шерстяной колобок».Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». Скороговорки. 10.05.22
35 Вспомнить сказки о животных. Остановиться на сказке «Три поросенка». Чтение сказки С. Михалкова. Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами – прилагательными: волк – злой, жестокий, грубый; поросята – веселые, беззаботные; Наф-Наф – находчивый, храбрый, хозяйственный. Учить манипулировать куклами бибабо. Разыграть сказку «Три поросенка». 17.05.22
36 Сказочный концерт. Инсценировки фрагментов сказок. «В мире много сказок – добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них». 24.05.22
Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.
Одним из важных условий для успешной работы по театрализованной деятельности в саду, является правильная организация для развития детей средствами театра. Имеются театральные, игровые уголки, необходимый реквизит/ сарафаны, платки, маски, фуражки, костюмы животных / картотека пальчиковых, артикуляционных игр, картинки мимики, музыкальные инструменты, ширма, музыкальный центр. В настоящий момент в детском саду имеются следующие виды театров :
Настольный:
• театр картинок
• театр игрушек
Кукольный:
• би-ба-бо
• пальчиковый
Театр на фланелеграфе.
Магнитный театр
Список литературы.
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
3 Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.
Кадровое обеспечение: участие в работе кружка музыкального руководителя.
7. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и танцы для дошкольников,/Авт. -сост. С. Ю.
Подшибякина. - Волгоград: Учитель, 2004.-112 с__