МААМ-картинки

Курсовая работа «Развитие творчества у детей средней группы в конструировании из природного материала»

дина чурюканова
Курсовая работа «Развитие творчества у детей средней группы в конструировании из природного материала»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы развития детского творчества средствами конструирования из природного материала

1.1 Значение конструирования из природного материала в развитии детей дошкольного

1.2 Виды, характеристики, особенности конструирования из природного материала

Публикация «Курсовая работа „Развитие творчества у детей средней группы в конструировании из природного материала“» размещена в разделах

1.3 Задачи обучения конструированию из природного материала с детьми средней группы

1.4Методика организации работы с природным материалом с детьми средней группы

Вывод по I главе

Глава II. Практическая часть. Использование природного материала в конструировании у детей средней группы

1.1 Подборка конспектов

Заключение

Приложения

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения проблемы использования природных материалов в работе с дошкольниками обусловлена большими возможностями для развития ребенка, которыми обладает этот материал.

В современных условиях стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что сказывается на развитие их нервной системы и психическом развитие. Работа с природным материалом позволяет отчасти решить эту проблему, а также оказать большое положительно влияние на развитие мышления, мыслительных, творческих и ряда других способностей дошкольников.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет свое тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается легким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы : тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Найти ответ вам постарается помочь эта книга, в которой вы встретитесь с уже знакомыми детям сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми жителями страны неизведанного.

Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.

Природный материал - это кладовая для развития детского творчества.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б. Г. Ананьев, Л. Л. Гурова, В. П. Зинченко, Т. В. Кудрявцев, Ф. Н. Лимякин, И. С. Якиманская и др.). Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, - он становится творческой личностью.

Т. С. Комарова рассматривает творчество дошкольника как создание им субъективно нового продукта, придумывание различных вариантов, добавление к известному новых деталей, проявление инициативы. При этом акцент делается не на продукте, а на самом процессе творческой деятельности ребёнка.

К проблеме использования природных материалов в работе с детьми обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования природного материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подьяков Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие их происходит при овладении ребенком общественно выработанными средствами деятельности в специально организованном обучении. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского "Воображение и творчество в детском возрасте" указывает на то, что "творчество является уделом всех. оно является нормальным и постоянным спутником детского развития". Удивительно созвучны и идеи Л. Малагуцци (основателя в Италии известной во всем мире педагогики Реджио Эмилия, который, говоря о детской креативности, не считал ее "священной" - возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. И мы в своём исследовании, вслед за Н. П. Саккулиной, Л. С. Выготским будем рассматривать детское творчество как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, нового для самого ребёнка.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Новизна открытий продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Детское творчество носит характер экспериментирования, которое необходимо развивать в двух направлениях, во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, во- вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разных видах деятельности.

Объект исследования:– процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:– природный материал как средство развития творчества детей среднего дошкольного возраста.

Цель: изучить возможности развития творческих способностей детей средней группы посредством использования природного материала.

Задачи:

1. Определить значение конструирования из природного материала;

3. Раскрыть эффективные формы, методы и приемы работы дошкольников с природными материалами;

4. Определить эффективность использования конструирования из природного материала в развитии детского творчества;

5. Подобрать наглядный и практический материал.

Методы исследования: анализ методической литературы, научных изданий, обобщение, классификация;

Практическая значимость определяется возможностью применения его результатов в практике дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы : Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

1.1. Значение конструирования из природного материала в развитии детей дошкольного возраста

Природный материал обладает большим потенциалом в развитии наглядно-образного мышления дошкольников. Во многом это происходит благодаря тому, что его использование дает новый чувственный опыт, получаемый от восприятия предметов мира природы. Природный материал развивает анализаторы ребенка, его сенсорные способности. В процессе работы с природным материалом у дошкольников развивается речь, т. к. в этих играх с природным материалом особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее.

Особую роль природы в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы, составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» [11,c.110].

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического. проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [11, c.111].

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание также А. С. Макаренко. Он указывал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» [11,c.112].

Природный материал открывает большие возможности для разнообразной деятельности детей, его использование способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т. д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение дошкольников. Кроме того, многие из природных факторов имеют оздоровительное значение. В частности, большими возможностями здесь обладает работа с песком, в литературе встречается даже особый термин – «терапия песком».

Игры с природным материалом эмоционально разгружают детей, повышают жизненный тонус. При этом, однако, чтобы развитие мышления ребенка при использовании природного материала достигло, возможно, более высокого уровня, а потенциал природного материала был использован максимально, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать природный материал и продумать методы и приемы работы с ним.

Одной из интересных и полезных форм работы с природным материалом является изготовление аппликаций из природного материала, сбор и оформление гербария. Собирание и оформление коллекции гербария может быть увлекательным и объединяющим видом деятельности детей и родителей, ведь его можно собирать в совместных дальних поездках и постоянно пополнять имеющуюся коллекцию. Подготовленные высушенные листья можно приклеивать по одному образцу каждый, а внизу делать подписи – с какого дерева этот лист. Тогда это будет не только увлекательное занятие, обогащающее чувственный опыт детей, но и деятельность, расширяющее кругозор дошкольников [1, c.56].

Большое место занимает работа с природным материалом в детских дошкольных учреждениях. Там чаще всего она проходит в групповой форме. Большими познавательными возможностями, развивающими наглядно-образное мышление детей, могут обладать занятия по изготовлению различных поделок из природного материала, например, изготовление стрекозы, рыбки, лисы, посуды, различных поделок из бересты, соломы, ракушек и даже овощей. Для соединения головы и туловища игрушки можно использовать пластилин, клей, нитки. Эти поделки должны быть достаточно просты по своей конструкции и способам соединения, чтобы они могли быть выполнены дошкольниками под руководством педагога.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Эта деятельность развивает творческие способности дошкольников. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, как подчеркивается в литературе, очень важны для общего развития дошкольников.

Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

Таким образом, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

1.2. Виды, характеристики, конструирования из природного материала

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.).

Виды конструирования выделяют по следующим основаниям:

1. По используемым материалам :

из строительных приборов;

из конструкторов;

из природного материала;

из бросового материала;

из бумаги и картона (бумагопластика)

оригами

объемное бумажно – картонное моделирование.

2. По содержанию:

реалистичное;

стилизованное;

абстрактное

3. По характеру деятельности детей :

индивидуальное;

коллективное.

4. По назначению:

имеющие практическое назначение;

имеющие художественно – эстетическое назначение.

Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре, в театрализованной деятельности, для украшения группы и участка, и используются в качестве подарка.

Работа с природным материалом способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразить его, получив совершенно иной конструктивный образ. [18. с. 43]

Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек, снега, песка, глина и т. д., а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

Таким образом, перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

1.3. Задачи и методы организации работы с природным материалом с детьми средней группы

Во время поиска эффективной технологии развития конструирования из природного материала в дошкольном возрасте были намечены цель и задачи развития у детей данного вида детской деятельности.

Цель работы с природным материалом : учить создавать выразительные художественно-конструктивные образы из природного материала и выражать свое отношение к ним. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки,в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

Задачи работы с природным материалом :

1. Формировать эстетическое отношение к миру, выделять в нем многообразие форм, цвета, фактуры.

2. Учить детей использовать специфику природного материала (богатство его форм, цвет, фактуры, его многофункциональности) для построения художественного образа и развития детского воображения и творчества.

3. Использовать синтез искусств (игра-драматизация и конструирование; художественное слово и конструирование) для совершенствования конструктивных умений.

4. Развивать умение создавать динамические образы, для передачи характеров, состояний и настроений в поделках из природного материала. (грустный крокодил, задумчивый зайчик).

5. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала :

коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. [13 c.144]

Приё мы моделирования поделки:

-метод «достраивания» образа — ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;

-метод комбинирования — создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;

-метод «убрать лишнее» — ребёнок отламывает лишние веточки, а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна. [2. с. 34]

Таким образом, формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы. Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов.

1.4. Методика работы детей средней группы с природным материалом с детьми средней группы

При знакомстве с новым приемом работы в процессе изготовления поделок детей целесообразно делить на подгруппы. Готовую игрушку можно покрыть лаком. Лакировку делают для того, чтобы игрушка выглядела привлекательной и была прочной. Выполнять лакировку должен воспитатель. Хранить изготовленные из природного материала игрушки следует под стеклом на уровне глаз ребенка. Изготовление игрушек из соломы, ракушек надо организовать по подгруппам, так как это более сложные игрушки и воспитателю трудно будет осуществить контроль за действиями всех детей.

Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др.

Типы конструирования :

Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.

Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно.

Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).

Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление,а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами. [12 c.272]

Качество изготовления поделок зависит:

1. от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);

2. уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3. степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4. развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др. [12]

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в средней группе, а также дальнейшее их расширение и изменение.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Этому способствует и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной поделки (например, композиции).

Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого. И если воспитатель покажет им преимущества коллективного труда, ребята будут с большим интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать товарищу ради общего дела.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материалаРазвитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным.

Коллективная работа из природного материала «Лебедь на озере»Коллективная работа из природного материала «Лебедь на озере» Задачи: закреплять умение аккуратно пользоваться хрупким материалом; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание.

Конспект занятия по изодеятельности с использованием природного материала. Коллективная работа детей 4–5 лет «Ёжик» Цель: вызвать интерес к созданию ёжика из листьев; аккуратно наклеивать на контур листья в виде иголок. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Конспект НОД по конструированию из природного материала «Ваза с цветами» для детей средней группы Цель: учим делать поделку из природного материала,подарок для мамы ко Дню Матери. Задачи: -учим детей работать с природным материалом (соединяем.

«Котенок с клубком». Детский мастер-класс поделки из природного материала для совместного творчества в кругу семьи«Котенок с клубком». Детский мастер-класс поделки из природного материала для совместного творчества в кругу семьи Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению из каштанов симпатичного и забавного котенка, играющего с клубком ниток. Мастер-класс.

Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию с использованием природного материала «Умелые ручки» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Умелые ручки» Авторы: Воспитатели Бирюкова М. Н. Рязань 2017 г Пояснительная записка.

Курсовая «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста. Общая характеристика работы» Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста О Г Л А В Л Е Н И Е Введение 3 Общая характеристика.

План самообразования воспитателя средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5» План самообразования воспитателя средней группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Цель работы:.

Работа с родителями. Творческая тематическая выставка из природного материала, овощей и фруктов в средней группе «Осенняя мозаика» Что такое осень? Тонкая рябинка, Овощи на грядках и грибы в корзинках. Как же интересно нам узнать об этом. Осень нам.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Участники мастер – класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Развитие творчества у детей средней группы в конструировании из природного материала»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 15:42
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД