Мария Борисова
Логопедические игры для автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические игры на автоматизацию звуков
Автоматизация звука - это закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи ребёнка.
К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно при многократном повторении.
Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести поставленный звук в своей речи. Почему так происходит?
Публикация «Логопедические игры для автоматизации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков. Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.
Варианты речевых игр на автоматизацию звукопроизношения
Проговаривание слов с элементами пальчиковой гимнастики. «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
Игра «Найди нужное слово»
Взрослый называет слова, а ребенок повторяет слово, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
«Исправь меня»
Попросите ребёнка исправить вас, чтобы слово стало понятным. Взрослый называет слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука. Например, для звука «Р» : _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_и др.
Игра «Отгадай загадку»
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по описанию. Например, этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это «машина», а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку самому загадать загадку. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес ребенка к игре.
Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно»
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например, 1 рак, 2 рака, 5 раков.
Игра «Один - много»
Инструкция взрослого : «Я назову один предмет, а ты скажешь так, как будто их много».
Например, пенал – пеналы, лодка – лодки и т. д.
Игра «Много чего (кого?»
Инструкция взрослого : «Скажи, много чего (кого?»
Например, желудь – (много чего) – желудей и т. д.
Игра «Назови ласково»
Инструкция взрослого : «Я назову предмет, а ты скажи ласково, как будет он называться маленьким»
Пример: ложка – ложечка.
Игра «Магазин»
Инструкция взрослого : «Представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой автоматизируемый звук). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
Игра - соревнование «Слово – шаг»
Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (или в слове нет нужного звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
Игра «Фанты»
Правила просты: попросите ребенка пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами, договоритесь, что вы будете внимательно следить за звукопроизношением ребенка. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук, он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т. п.). Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: вспомнить слова со нужным звуком, придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был этот звук. Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.
Таким образом, звук у ребенка автоматизирован тогда, когда он произносит его, не задумываясь. Предложенные игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение и довести его до автоматизма.