МААМ-картинки

Логопедический проект «Формирование слоговой структуры слова»

Евгения Грачева
Логопедический проект «Формирование слоговой структуры слова»

Актуальность проекта :

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Логопедический проект „Формирование слоговой структуры слова“» размещена в разделах

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.

Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

Цель проекта : создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта :

• Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.

• Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.

• Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.

• Учить произносить слова простого и сложного слогового состава.

• В доступной форме познакомить детей с понятиями «слово», «слог», «звук».

Формировать навыки слогового анализа слова.

• Активизировать и обогащать словарный запас.

• Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.

• Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.

• Раскрыть значимость формирования слоговой структуры слова для дальнейшего развития и обучения в школе.

Продолжительность проекта : 3 месяца (начало сентябрь 2022 г. -конец ноября 2022 г.).

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

Четкое представление детей о единицах речи: слово, слог, звук.

• Дети научатся воспроизводить слова различной слоговой структуры.

• Дети овладеют элементарными навыками слогового анализа слов.

• Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

• Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Этапы реализации.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов :

– сокращение слога;

– опускание слогообразующей гласной;

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога :

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение элементов слова).

1 этап: подготовительный.

• Обследование детей, выявление трудностей в овладении слоговой структуры слова у детей.

• Изучение методической литературы по теме.

• Подбор информации о значимости формирования слоговой структуры слова.

• Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.

• Составление плана реализации проекта.

2 этап: работа с педагогами:

• Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей».

• Консультация для педагогов ДОУ «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи».

• Изготовление буклета «Преодоление нарушений слоговой структуры слова».

2 этап: работа с детьми:

• Игры, направленные на развитие чувства ритма («Делай как я», «Умелые ручки»).

• На начальном этапе включение в коррекционную работу упражнений на развитие слухового внимания («Где позвонили?», «Тихо-громко», «Где постучали?», «Скажи, что ты слышишь?», «Скажи, что звучит», «Солнце или дождик» и др.)

• Игры на развитие речевого слуха (Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Кто внимательный», «Принеси игрушки», «Слушай и выполняй», «Хлопки», «Лото», «Запомни слова» и др.)

• Знакомство с понятиями «слово», «слог», «звук».

• Упражнения с гласными звуками.

• Упражнения со слогами.

• Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подбери картинку», «Кто больше слов придумает», «Будь внимателен и др.).

Ежедневное включение в коррекционную работу упражнений: «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери».

Изготовление и использование в работе с детьми дидактических игр и пособей: «Логокуб», «Пирамида», «Поезд», «Наведи порядок», «Аня и Ваня рисуют картину».

• Игры с мячом («Мяч передавай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Назови слово правильно»).

• Подбор и использование в работе с детьми чистоговорок на разные звуки.

2 этап: работа с родителями:

• Мастер-класс для родителей «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».

• Индивидуальные консультации по вопросам речевого развития и формирования слоговой структуры слова.

• Предоставить возможность для родителей получить практические материалы ( буклет: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», буклет «Развиваем фонематический слух дошкольников»).

3 этап: заключительный.

• Диагностика речевого развития детей, выявление уровня сформированности слоговой структуры слова.

Логопедическая викторина «Чему я научился».

Достигнутые результаты:

Учитывая, что своевременное овладение слоговой структурой слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо обязательно проводить логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слова, предполагающую воздействие на все компоненты речевой системы. Эта работа в рамках проекта проводилась последовательно и систематически. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.

У детей сформировались четкие представления о языковых единицах – «слово», «слог», «звук». Большинство детей научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, овладели навыками элементарного слогового анализа.

Работа проводилась последовательно. Первоначально в коррекционную работу включались упражнения, направленные на развитие чувства ритма,

что явилось стимуляцией восприятия ритмической структуры слова. Здесь широко использовались музыкальные инструменты : барабан, бубен, металлофон, деревянные ложки. Проводились игры на развитие слухового внимания, они вызывали большой интерес у детей. Игры с колокольчиком, молоточком, бубном развивали умение определять направление звука, развивали координацию движений и ориентацию в пространстве.

Большинство детей научились справляться с заданиями, направленными на развитие речевого слуха. Постепенно воспитанники освоили упражнения с гласными звуками, затем со слогами и со словами. Интенсивное использование упражнений «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери» благотворно влияло на формирование слоговой структуры слова.

Были подобраны и широко использовались в работе дидактические игры «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Логокуб», «Собери цветы в вазу». Также были побраны чистоговорки на разные звуки.

В ходе формирования слоговой структуры слова итересными для детей оказались игры с мячом, они развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

Итогом проекта стала Логопедическая викторина «Чему я научился».

Консультация для родителей

Тема: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

Задачи:

• Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;

• уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми среднего;

• обучить игровым приемам слогового анализа;

формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

• расширять степень включенности родителей коррекционный процесс.

Содержание консультации.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило, при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.

Логопед формирует и автоматизирует речевые навыки у детей, а родители в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

• Игра «Отхлопай слово»

Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово можно отхлопать. Я научу, как это делается. Например, как бы я отхлопала слово кошка (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет. Сколько хлопков вы сделали? (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.

• Игра «Прошагай словечко».

Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово : сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?

• Игра «Сколько слогов в слове»

Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок, из 2 слогов (2 хлопка, из 3 (3 хлопка, бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите, перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога. Как проверить? Приступайте. Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии. Отлично! Молодцы!

• Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

• Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Ход игры. Логопед говорит игрокам : — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

• Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

• Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово : сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

Литература:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7. Лопухина И. С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

8. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Формирование слоговой структуры слова»
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 13:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД