Папки-передвижки

Логопедический проект в ДОУ «Маленькие слова»

Наталья Постных
Логопедический проект в ДОУ «Маленькие слова»

Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный

Длительность: долгосрочный – в течении учебного года

По содержанию: ребенок, семья, ДОУ.

Вид: групповой

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники:

Учитель-логопед;

• Дети старшей группы с речевыми нарушениями;

• Родители воспитанников;

• Воспитатель.

Актуальность

Публикация «Логопедический проект в ДОУ „Маленькие слова“» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои желания и мысли. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Кроме того, одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно этому, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;

• непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Дети нашего детского сада – не исключение. Все имеют речевые диагнозы – недоразвитие речи системного характера различной степени тяжести. К сожалению:

• не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;

• многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гармоничном развитии.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А. А. Леонтьева и Т. В. Ахутиной). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.

Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения ( например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами, выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с недоразвитием речи системного характера различной степени тяжести наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. Важна систематическая, целенаправленная, организованная работа по устранению имеющихся у детей грамматических нарушений.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Маленькие слова», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Цель проекта : уточнить понимание детьми предлогов : «на», «под», «в», «из», «к», «от», «над», «с», «из-за», «из-под».

Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Закреплять правильное употребление предлогов с существительными в разных падежах;

3. Закреплять умение детей составлять предложения по схеме и картинке;

4. Закреплять навык составление предложений с заданным предлогом;

5. Создавать предпосылки к обучению грамоте.

6. Развивать у детей потребность в общении как первейшем условии успешной деятельности.

7. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

8. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

Планируемые результаты:

• Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.

• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений «Маленькие слова»).

Система педагогического мониторинга

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговый- в мае).

Цель диагностики - выявление навыков употребления предлогов у детей с речевыми нарушениями.

Обследование употребления предложных конструкций у детей проводится с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой (1999, О. Б. Иншаковой (1999, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко (1998, О. С. Яцель (2005,Е. А. Стребелева (2005).

При обследовании в качестве наглядного материала можно использовать реальные объекты, картинный материал, демонстрацию действий, действия по аналогии.

Обследование проводится в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями обследуемого с учетом онтогенетических закономерностей формирования системы словоизменения.

Этапы реализации проекта

Подготовительный предлагает этап (сентябрь)

• Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

• Подбор методического материала по заявленной теме.

• Проведение диагностики

• Подготовка наглядного материала.

• Разработка консультаций для родителей.

• Обсуждение с воспитателями результатов диагностики.

• Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей.

• Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «предлоги».

Основной консультаций этап (Октябрь- апрель)

• Проведение подгрупповых занятий с детьми (в течение всего этапа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по заданной теме в течении месяца. По завершению темы, воспитанникам дается совместное задание с родителями для закрепления материала.

• Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»

• Составление конспектов подгрупповых занятий.

• Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

• Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.

• Индивидуальное консультирование родителей по теме.

• Выставка «Рисуем и учимся. Маленькое слово» (дети с родителями)

• Создание обучающей презентации для детей «Маленькие слова» (слайды пополняются в процессе изучения тем).

Заключительный этап: (май)

• Родительское собрание «Чему мы научились?» (Подведение итогов за учебный год).

• Систематизация игр и упражнений по теме.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты»Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты» «Мы - маленькие артисты»Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц). Участники проекта: дети,.

Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки»Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки» Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет.

Проект «Вежливые слова»Проект «Вежливые слова» Цель проекта - формирование у детей умение пользоваться словесными формами вежливости, анализировать свои поступки, налаживать дружеские.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект в ДОУ «Маленькие слова»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 10:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД