Логопедическое занятие «Определение окончаний в словах»

Иванова Ольга Борисовна
Логопедическое занятие «Определение окончаний в словах»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Определение окончаний в словах»

Провела: учитель-логопед

Иванова Ольга Борисовна

Цели:

1. Дать детям понятие «окончание», научить их изменять слова и выделять окончание.

Расширить словарный запас по теме: «детеныши животных».

3. Развивать умение проводить фонетический анализ на материале слова

«Грибы» ,определять твердость и мягкость согласных звуков и графически их обозначать.

4. Формировать лексико-грамматический строй речи на примере

деформированного предложения.

5. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику.

мышцы артикуляционного аппарата.

6. Воспитывать умение слушать товарища,. умение выслушивать задание

Учителя, прививать любовь к животным. Развивать чувство прекрасного

на материале «Времена гола-›.

Оборудование: ежик, картинки с артикуляционными позами, карточки, ёж, грибы.

Гриб, ы. мяч, …. корзина с грибами, мяч.

Раздаточный материал: мелкие ежи с мячами, звуковые линеечки ‚ фишки, 11 палочек, 2 пуговицы

1. Организационный момент.

Коробка.

У. Дети, к нам пришел гость, а кто, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят.

Молока они хотят

Д. Еж

У. Правильно, к нам пришел еж и принес нам много заданий, игр и сюрпризов. А

какой он?

Д Колючий, забавный, фыркающий, серый, красивый

!. А еще он очень трусливый. Сейчас я расскажу вам историю про него, а вы

Будете мне помогать мимикой и жестами.

2. Психотерапия

Ежик бегал по лесу и искал грибы. Он такой сосредоточенный и серьезный.

И вдруг услышал какой-то шум. Ежик насторожился. Это по лесу гуляли дети. Они спокойные, расслабленные. Ежик испугался.

- давайте отнесем ежика в безопасное место, где на него никто не наступит.

Берите ежика осторожно, медленно, бережно, чтобы не уколоться.

Ежик благодарен им, он улыбается, радуется.

3. Развитие мелкой моторики

У: А сейчас мы покажем ежику как мы делаем гимнастику для пальчиков. Для чего мы ее делаем?

Д. чтобы наши пальчики были ловкие и помогали нам писать и говорить.

Моя семья

Этот пальчик - дедушка

Это: пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я

Это вся моя семья

Дети поочередно загибают пальчики от большого сначала на правой руке, затем на

левой. Затем на обеих руках.

4. Дыхательная гимнастика.

У. Посмотрите, ежик тоже пришел не один. он привел своих ‚деток. Как называются

детки ежа?

д. Ежата

У. А зайца, а медведя, а лисы, а волка, а белки?

У. А это не просто ежата, все они футболисты. Давайте мы с ними поиграем в

футбол.

Подуем тихонечко - ежата ведут мяч перед собой

Теперь сильно, резко - забил гол

Ура! Победила команда ежат и детей 2 "А" класса!

5. Развитие зрительно-пространственной ориентации

У. Еж. Ты очень понравился нашим детям, и они покажут тебе сейчас как можно

выложить слово «Еж» из полочек и пуговиц.

ЁЖ

6. Развитие артикуляционной моторики

У. А сейчас мы покажем ежику как умеем делать артикуляционную гимнастику.

Для чего мы ее делаем?

Д. Что бы правильно выговаривать звуки.

1. Улыбка

2. трубочка

3. Качели

4. Часики

5. улыбка-трубочка-улыбка.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

У. Смотрите ежик пришел не с пустыми руками. Что он держит в лапках?

Д. Гриб.

У. Он еще принес с собой корзинку, посмотрите,.что в ней?

Д. Грибы.

У. давайте сделаем звуковой анализ слова «грибы». Возьмите свои звуковые

линеечки.

- Какой первый звук в слове грибы?

- Какой второй, третий…

Г - согл. тверд., синий

Р - согл., мягк,Зел.

И –гласн. ,красн.

Б–согл., тверд, синий

Ы - гласн. ,красн.

Сколько гласных звуков в слове грибы? Назовите их.

Сколько согласных?

Сколько всего звуков? Сколько букв?

Чем звук отличается от буквы?

Д. Звук мы проговариваем и слышим, буквы пишем и читаем.

8. Работа над определением окончаний в словах.

У. Скажите мне еще раз, что у ежика в лапках?

Д. Гриб.

У. А что у ежика в корзинке?

Д. Грибы.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. Добавляется буква «ы»

Ы – это окончание. Сегодня мы будем говорить об окончаниях. Оно может

изменяться! А как оно может изменяться мы сейчас увидим.

Я буду показывать вам карточки, а вы смотрите и читайте

Мяч мух лис рук

У. Что здесь изменятся?

Д. Окончание.

У. Изменяется часть слова, называется окончанием.

Окончание обозначается квадратиком.

У. - Что такое окончание?

- Как обозначается окончание?

! Д, Окончание - это изменяемая часть слова. Оно обозначается

Индивидуально!

9. Физ минутка

У. Дети. Посмотрите, наш ежик без обуви. Какую обувь он сейчас должен одеть?

Д. Сапоги.

У- А почему? Какое сейчас время года?

- Как вы определили? (перечисляем признаки осени, вспоминаем что сейчас

ноябрь. А ноябрь - поздняя осень)

У. давайте расскажем ежику стихотворение.

Ежик, одевай сапожки (имитируем одевание сапог)

А не то замерзнут ножки

Я свернусь вот так в клубок (сворачиваемся «клубочком»)

И согреюсь без сапог.

Повторяем 2 раза.

10. Развитие грамматического строя речи.

На доске: «У ежик в корзине лежат гриб».

У. Можно ли назвать ‚ данные слова предложением?

д. Нет.

У. Почему?

Д. Эти слова не связаны между собой по смыслу.

У. Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой и

получилось предложение. (Изменили на доске)

! Указать на предлоги, посчитать сколько слов в предложении.

У. Запишите предложение в тетради и отметьте ту часть слова, которая изменилась, т. е. окончание.

(С большой буквы, расстояние между словами, точка в конце)

У. Теперь мы тем сказать для чего служат окончания?

Д. для связи слов в предложении.

У. Как обозначаются окончания?

Д. Квадратиком.

У. Скажите полностью, что вы узнали об окончании.

д. Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении, обозначается квадратиком.

(Хором каждый ребенок)

? Я вам раздам карточки, вы допишите в них окончания, обозначьте их.

- Прочитайте, что получилось, какое окончание.

- Скажите еще раз, что мы узнали об окончании.

11. Итог.

У. Дети, мы еще много будем говорить об окончаниях на наших уроках, а сейчас

Ежику пора в лес.

Он принес нам гостинцы!

Давайте поблагодарим и к следующему занятию поищем дома картинки, стихи

и загадки о ежиках.

Д. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, связной речи» Тема: Автоматизация звука Р в словах, предложениях, связной речи. Цель: Закрепить правильное произношения зв. Р в словах, предложениях,.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, в словах и фразовой речи. Цель: развитие звуковой структуры речи. Задачи: развитие артикуляционного.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: • Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, •.

Логопедическое занятие «Автоматизация звуков [С]-[С’] в словах, предложениях, текстах. Птицы Белгородской области» Цели : - Автоматизировать звуки С, С в словах, предложениях, текстах. - Учить правильно согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

Логопедическое занятие в подготовительной группе с целью закрепления звуков [Л, Р]в сложных словах, предложениях Тема: «Прогулка в зимний лес с тётушкой Совой» Цель: закрепление правильного произношения твёрдых сонорных звуков в составе предложения.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Открытое логопедическое занятие Закрепление звука [с]в слогах, словах, предложениях и связной речи Открытое подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: «Закрепление звука [с] в слогах, словах, предложениях и.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Определение окончаний в словах»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 22:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Яблочный спас в детском саду»
Уважаемые коллеги! Накануне в нашем детском саду прошёл праздник, посвящённый Яблочному спасу. Так нравится этот праздник всей нашей детворе! Столько...
Фотоотчёт о впечатлении лета «Невьянская башня»
Фотоотчёт о впечатлении лета "Невьянская баш ня"[/b] Старинный город Невьянск. В это лето я побывала и здесь. Невьянская башня ( наклонная башня) -...
Проектная деятельности «Яблочный Спас» во второй младшей группе.
Проектная деятельности "Яблочный Спас" во второй младшей группе. Автор: Семенова Анна Александровна. Воспитатель БДОУ МО Динской район «Детский сад...
Нетрадиционный метод рисования песком «Красивая птица»
Цель: Развивать мелкую моторику, познавательные процессы. Профилактика эмоционального напряжения. Задачи: 1. Закреплять умение применять ранее...
Конспект итогового родительского собрания в старшей группе «Приключение Росинок»
Конспект итогового родительского собрания в старшей группе № 3 «Росинка». «Приключение Росинок». Цель: содействие сплочению родительского коллектива....