Папки-передвижки

Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

Елена Мамедова
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

Мамедова Е. В., воспитатель,

Гребенчук Т. В., учитель-логопед,

Султанова Е. В., воспитатель,

Мельникова И. А., воспитатель.

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в наши дни, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Публикация «Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Практически каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, загадкам, потешкам, пословицам и т. п., но чтобы добиться результатов, необходима система.

Большое значение имеет специальная организация развивающей предметно-пространственной среды: подбор книг с фольклорными произведениями, дисков, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров : использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.

Присутствие игровых персонажей (образной игрушки – петушка, кота и т. п.) повышает мотивацию в непосредственно образовательной деятельности. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программными требованиями. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем, с учётом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

На начальных этапах знакомства детей с фольклором развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности, в ходе режимных моментов. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.

Развитие выразительности речи включает : обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок; формирование навыков подбора и использования сравнений; развитие интонационной выразительности. Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в различных повседневных ситуациях: «Поспешишь – людей насмешишь»; «Семеро одного не ждут»; «Терпенье и труд – всё перетрут»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Пословицы и поговорки способствуют лучшему пониманию различных явлений или событий, например, «Весна красна цветами». С пословицами и поговорками продуктивны такие виды работы:

1. Ответы на вопросы путё м выбора из двух вариантов: «О ком говорят, что они два сапога пара? О похожих или о разных?»

2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, изображением действия: «Тянуть за язык»

3. Замена фразеологического оборота одним словом: повесить нос (загрустить)

Для формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, используются задания:

на закрепление навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картине;

на обучение рассказыванию по иллюстрации к малой фольклорной форме;

на развитие творческого выразительного рассказывания о герое, а также приёмов речи доказательства на примере загадки.

При обучении монологу-описанию героев малых фольклорных форм целесообразно использовать яркие, образные игрушки, при этом важно организовать коммуникативную ситуацию, способствующую переживанию радостных эмоций и желанию рассказывать.

1. Предъявление игрушки, выразительное рассказывание малой фольклорной формы

2. Первичное восприятие игрушки от целого к частному и наоборот. Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами. В качестве эталонов можно использовать специально подобранный материал: горошины, бусины, кусочки меха и т. п. Дети прикладывают предметы к частям объекта и подбирают сравнения: «Глазки, блестящие, как бусинки»; «Носик черный, как пуговка». Таким образом, слово-сравнение имеет в своей основе реальное представление. (На более поздних этапах используются картинки). В процессе такого рассматривания игрушки идёт активное накопление слов-сравнений.

3. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого.

4. Восприятие объекта заканчивается обобщающим описательным монологом педагога, а затем - ребёнка.

Использование загадок - наиболее удачный приём развития у детей речи-доказательства. Обучение отгадыванию загадок начинается по методу Е. И. Тихеевой, когда на стол выставляются игрушки, о которых загадываются загадки. Дети легко справляются с заданием, ведь загадываемый предмет перед глазами. Обращается внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Затем, перед детьми ставится цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Читая загадки, следует повторять текст несколько раз, чтобы дети лучше его запомнили и выделили признаки описанного объекта. Если в доказательстве ребёнок пропускает какой-либо признак или связь, педагог задаёт вопросы дискуссионного характера, раскрывающие неубедительность приведённых доводов. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

В непосредственно образовательной деятельности дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, синонимику (щука-рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счёт проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?»

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль; позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Одним из факторов, формирующих.

Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ».

Конспект НОД «В гостях у бабушки. Малые фольклорные формы» (младший дошкольный возраст) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Конспект непосредственной образовательной.

Круглый стол с бабушками «Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ» Круглый стол с бабушками на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» Участники: логопед, воспитанники.

Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений При обучении дошкольников элементарным математическим представлениям особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления,.

Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования.

Образовательная деятельность «Матрешки-затейницы. Малые фольклорные формы» Образовательная деятельность "Матрешки - затейницы" Задачи - Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, шутки, считалки,.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста Мы начали нашу работу в старшей группе. Проектная деятельность является эффективной формой взаимодействия с родителями. Наши родители участвуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2019 в 16:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД