Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

елена мамедова
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста

Мамедова Е. В., воспитатель,

Гребенчук Т. В., учитель-логопед,

Султанова Е. В., воспитатель,

Мельникова И. А., воспитатель.

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в наши дни, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Практически каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, загадкам, потешкам, пословицам и т. п., но чтобы добиться результатов, необходима система.

Большое значение имеет специальная организация развивающей предметно-пространственной среды: подбор книг с фольклорными произведениями, дисков, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.

Присутствие игровых персонажей (образной игрушки – петушка, кота и т. п.) повышает мотивацию в непосредственно образовательной деятельности. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программными требованиями. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем, с учётом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

На начальных этапах знакомства детей с фольклором развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности, в ходе режимных моментов. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.

Развитие выразительности речи включает: обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок; формирование навыков подбора и использования сравнений; развитие интонационной выразительности. Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в различных повседневных ситуациях: «Поспешишь – людей насмешишь»; «Семеро одного не ждут»; «Терпенье и труд – всё перетрут»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Пословицы и поговорки способствуют лучшему пониманию различных явлений или событий, например, «Весна красна цветами». С пословицами и поговорками продуктивны такие виды работы:

1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов: «О ком говорят, что они два сапога пара? О похожих или о разных?»

2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, изображением действия: «Тянуть за язык»

3. Замена фразеологического оборота одним словом: повесить нос (загрустить)

Для формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, используются задания:

на закрепление навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картине;

на обучение рассказыванию по иллюстрации к малой фольклорной форме;

на развитие творческого выразительного рассказывания о герое, а также приёмов речи доказательства на примере загадки.

При обучении монологу-описанию героев малых фольклорных форм целесообразно использовать яркие, образные игрушки, при этом важно организовать коммуникативную ситуацию, способствующую переживанию радостных эмоций и желанию рассказывать.

1. Предъявление игрушки, выразительное рассказывание малой фольклорной формы

2. Первичное восприятие игрушки от целого к частному и наоборот. Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами. В качестве эталонов можно использовать специально подобранный материал: горошины, бусины, кусочки меха и т. п. Дети прикладывают предметы к частям объекта и подбирают сравнения: «Глазки, блестящие, как бусинки»; «Носик черный, как пуговка». Таким образом, слово-сравнение имеет в своей основе реальное представление. (На более поздних этапах используются картинки). В процессе такого рассматривания игрушки идёт активное накопление слов-сравнений.

3. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого.

4. Восприятие объекта заканчивается обобщающим описательным монологом педагога, а затем - ребёнка.

Использование загадок - наиболее удачный приём развития у детей речи-доказательства. Обучение отгадыванию загадок начинается по методу Е. И. Тихеевой, когда на стол выставляются игрушки, о которых загадываются загадки. Дети легко справляются с заданием, ведь загадываемый предмет перед глазами. Обращается внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Затем, перед детьми ставится цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Читая загадки, следует повторять текст несколько раз, чтобы дети лучше его запомнили и выделили признаки описанного объекта. Если в доказательстве ребёнок пропускает какой-либо признак или связь, педагог задаёт вопросы дискуссионного характера, раскрывающие неубедительность приведённых доводов. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

В непосредственно образовательной деятельности дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, синонимику (щука-рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счёт проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?»

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль; позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Одним из факторов, формирующих.

Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2019 в 16:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Мыльные пузыри – забава незатейливая, но удовольствие от неё – огромное и радужное. Интересно надувать пузыри, ловить их, смотреть, как они лопаются, пытаться поймать так, чтобы пузырь не лопнул, а сел на...

21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

«В гостях у пчелки Жужи». Детско-родительский клуб «Учимся играя». Вторая младшая группа
Родители под музыку входят в зал и встают в круг. Под музыку в ходит пчелка Жужа. Здравствуйте мои друзья Очень рада видеть я У себя в гостях. Дружно...
Консультация «Слоники из пластилина с сюрпризом»
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках Лепка из пластилина – увлекательный процесс для ребенка. Поделки из пластилина помогают развивать...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Цели: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды; способствовать развитию наблюдательности,...