Курзакова Анастасия
Мастер-класс «Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс учителя-логопеда Курзаковой Анастасии Анатольевны на тему: «Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов и совершенствование практических навыков в применении специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Мастер-класс „Арт-гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
– Создать условия для формирования интереса педагогов к изучению методики проведения арт-гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
– Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
– Раскрыть методику проведения арт-гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.
– Представить разнообразные формы и приемы формирования мотивационного компонента у детей к развитию артикуляционого аппарата.
– Развивать творческую инициативность и креативность педагогов в проведении арт-гимнастики с детьми, имеющими речевые нарушения.
1. Выделение проблемы. Почему я выбрала данную тему?
Как молодой специалист, мне было очень важно, чтобы у детей на моих занятиях не пропадал интерес к длительным артикуляционным упражнениям. Ведь если ребенку не интересно заниматься, то и не будет положительной динамики в коррекции звукопроизношения и развития речи в целом. Звук не встанет, что повлечет за собой сложности в проведении автоматизации и дифференциации звуков. Ведь в детском возрасте игра – это ведущий вид деятельности, вся работа связана с игрой.
Изучив литературу, материалы в сети Интернет, опыт работы учителей- логопедов, мне повезло найти курсы повышения квалификации, в которых особое внимание уделялось арт-гимнастики. Использование арт-гимнастики с элементами сказок позволяют быстро включить в работу детей и длительное время поддерживать их интерес на занятиях. Сказки по своему содержанию, вполне доступны детям, близки к их мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказкам, она занимает одно из значимых мест в детском возрасте. Они позволяют педагогу быстрее установить контакт с ребенком, снять эмоциональное напряжение и скованность детей, впервые посещающих занятия логопеда.
2. Панель. Гипотеза.
Я считаю, что если активно использовать арт-гимнастику с элементами сказки в образовательной деятельности как фронтально, так и индивидуально, это более эффективно скажется как на развитии речи детей в целом, так и повысит их интерес к работе с учителем-логопедом, и ускорит процесс постановки звуков.
3. Объединение в группы.
Я предлагаю вам погрузиться в мир детства, прослушать и проиграть в сказку, которая называется «Царевна Несмеяна». (см. Приложение 1)
4. Работа с материалом.
В сказке говорилось, что шутник принес Несмеяне игру, которая называется «Смешилка».
Цель игры: развивать чувство юмора, повышение общего эмоционального фона, развитие наблюдательности, мыслительных операций, связной речи, памяти, умение действовать по правилу, умение правильно составлять и отвечать на вопросы полным предложением, запоминать и употреблять предлоги в речи с соответствующим вопросом.
ОБОРУДОВАНИЕ: НА СТОЛЕ РАСКЛАДЫВАЮТСЯ 6 ПИКТОГРАММ, КАЖДАЯ ИХ КОТОРЫХ ОБОЗНАЧАЕТ ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ:
КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ?
ЧТО ТЫ ЕШЬ?
НА ЧЕМ ТЫ СПИШЬ?
ВО ЧТО ТЫ ОДЕВАЕШЬСЯ?
НА ЧЕМ ТЫ ЕЗДИШЬ?
Для этой игры также потребуется 12 коррекционных картинок, которые соответствуют тематике данной сказке.
Ход игры: один игрок тасует картинки и отдает логопеду. Логопед раскладывает их последовательно рядом с каждой пиктограммой. Задача детей по цепочке рассказать свою биографию по картинкам, которая может прозвучать примерно так: меня зовут краб. Живу я в траве, сплю в корзине, надеваю на себя сковороду, на обед кушаю фартук, езжу на гусенице.
Многие дети не могут правильно ответить на вопрос, при этом употребив в речи нужный предлог. Я предлагаю картинки, на которых изображен квадрат и точка. Если точка находится на квадрате, то употребляем предлог на, если точка находится в квадрате, то употребляем предлог в. И, кладу, картинки с соответствующей пиктограммой. Таким образом, дети запоминают предлоги и правильно отвечают на вопросы.
5. Представление результатов работы.
Работа по развитию речи посредством арт-гимнастики с применением сказки, дала положительные результаты. Практика работы показала, что у детей старшего дошкольного возраста стала прослеживаться динамика в постановке звуков, появился интерес к занятиям. Был сделан вывод, что у детей вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, улучшается звуковая сторона речи. Многим детям стал доступен пересказ того или иного произведения. Если раньше они пересказывали с помощью наводящих вопросов, то сейчас они могут пересказать небольшой адаптированный текст самостоятельно; могут высказать свое мнение к тому или иному герою, описать события или явления, которые происходят в сказке. Это все позволяет говорить о целесообразности применения арт-гимнастики как для формирования правильного произношения звуков, так и в воспитании красивой, правильной речи.
6. Обсуждение и корректировка результатов работы.
По окончанию моего мастер-класса я хотела бы провести небольшой итог нашей работы. Поделитесь на три группы, первая группа расскажет о том, что было интересным для вас? Вторая – что было полезным? Третья – что было результативным.
Приложение 1.
ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА (ПО МОТИВАМ РУССКОЙ СКАЗКИ) В СТИХАХ
Эмоционально-мимические упражнения
Помню, в некотором Царстве,
В некотором государстве. (загадочно)
Жили-были Царь с Царицей
Да с царевной белолицей. (радость)
А звали ее странно -
Царевна Несмеяна. (удивление)
Несмеяна никогда,
Не смеялась - вот беда! (огорчение)
Злился бедный Царь-отец:
«Кто же сможет, наконец, (гнев)
Несмеяну излечить,
И смеяться научить?» (растерянность)
Упражнения для кистей и пальцев рук
Быстро царские гонцы,
Понеслись во все концы.
Птицы в синей вышине,
Рыбы в синей глубине,
Даже змеи у реки
Ищут: «Где же шутники?»
Ищут лебеди и мышки,
Ищут ёжики, зайчишки.
И не знают, где найти,
А шутник уже в пути.
Было у него три вещи:
Молоток, пила и клещи,
Молоток, пила и клещи,
Продал он все эти вещи! Артикуляционные упражнения
Шел, он шел, устал немножко,
Съел засохшую лепешку. (широкий язычок)
Чашку вынул из мешка,
И напился молока.
В путь отправился опять,
И начал песни распевать.
Мышка парня увидала,
И от страха задрожала. (дрожание)
А шутник ей: «Не дрожи, дам тебе я рубль, держи!»
Выплыла из речки щука,
Не смогла сказать ни звука.
Щука, выгнув хвост дугой, (парус)
Стала дуть на хвостик свой, (дуть на парус)
Ей шутник монетку бросил,
Думал, денег она просит.
По дорожке жук бежал,
Словно конь на тонких ножках. (упражнение лошадка)
Рубль шутник не пожалел,
Жук довольный полетел. (муха)
Упражнения для развития связной речи.
Вот пришел шутник в столицу,
Глянул на красу-девицу
И, влюбившись в тот же миг,
В обморок упал шутник!
Как мышонок, жук и щука, Приводили в чувства друга? (анализируем)
Массаж кистей рук
Щука хлопала хвостом,
Растирала плавником,
Шлепал лапками мышонок,
И щипал из всех силенок.
Гладил крылышками жук…
И шутник очнулся вдруг!
Присказка к игре-смешилке
Начало:
Несмеяна увидала –
Сразу плакать перестала,
Ей шутник игру принес-
Рассмешил её до слез!
Конец:
Все! Не плачет Несмеяна,
А смеётся постоянно,
Очень счастлив Царь-отец!
Вот и сказочке конец.