Папки-передвижки

Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Светлана Тарасова
Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию

«Детское экспериментирование – основа

поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Составила и провела: воспитатель Тарасова Светлана Ивановна

Ход мастер-класса.

I часть. Научная обоснованность.

1-й слайд.

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты и эксперименты с некоторыми материалами.

2-й слайд.

Цель мастер-класса : представление опыта работы с детьми разновозрастной группы по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность, посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов с бумагой, водой, магнитом.

3-й слайд.

Задачи мастер-класса :

• Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

• Представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми разновозрастной группы.

• Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно- экпериментальной деятельности доя развития познавательной активности дошкольников.

4-й слайд.

XXI век требует от человека универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он хочет познавать: рвет бумагуи смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Это все объекты исследования. Он радуется даже самому маленькому открытию.

5-й слайд.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

6-й слайд.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Учитывая, это и с целью формирования познавательной активности у дошкольников мы в зимнее время года реализовали проект «Изготовление цветных льдинок» для украшения участка. В проекте участвовали все возрастные подгруппы. В ходе работы по проекту проводились опыты и эксперименты, способствующие развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, делать выводы.

7-й слайд.

В экспериментальной деятельности использовали с детьми следующие методы исследования: беседы, опыты, наблюдения, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаем, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

8-й слайд. Фото.

9-й слайд.

В группе создана мини лаборатория со множеством материала для экспериментальной деятельности (глина, камни, песок вода и др.); имеется микроскоп, мерные емкости, условные мерки.

10-й слайд.

Дети экспериментируют с различными материалами, ведут длительные наблюдения за произрастанием лука, моркови, помидор, огурцов, бобовых, укропа, результаты наблюдений заносят в дневники, делают зарисовки.

11-й слайд.

Присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов.

12-й слайд.

Этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками :

• Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

• Проведение опытов.

• Фиксация наблюдений.

• Проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах:

• Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания;

• Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

И так, еще раз хочу повторится, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы, а исследовательская активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание окружающего мира.

На данном этапе, внедряя ФГОС ДО, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. А вы потом пригласите своих воспитанников в свою сказку.

II часть. Практическая.

13 - слайд.

Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора».

14-й слайд.

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

15-й слайд.

Опыт №1.

Поместим насекомых в емкость. Сверху затяните горлышко пищевую пленку, но не натягивайте ее, а наоборот аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).

16-й слайд.

Вывод: Если смотреть на насекомых через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив предмет на задней стенке банки прозрачным скотчем.

17-й слайд.

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Лодка не тонула. Почему лодка не тонула? (Предположения педагогов).

Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте.

18-й слайд. Фото.

19-й слайд.

Эксперимент №2.

Перед вами 2 емкости с водой. Одну емкость наполните чистой водой и аккуратно, при помощи ложки, опустите сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую емкость налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л. воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Что вы видите? Почему оно плавает?

20-й слайд.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И поэтому лодка не тонет.

21-й слайд.

Сказка продолжается…

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.

22-й слайд.

Опыт № 3.

На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?

23-й слайд.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

24-й слайд.

Опыт № 4.

Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. А он так хотел их Вам подарить, уважаемые коллеги. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения педагогов). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю магниты (Пробуют достать булавочки магнитом). Я дарю Вам булавочки от утёнка и хочу, чтобы Вы «прикрепили» на них своё мастерство, творчество, удачу.

На этом путешествие нашего утенка заканчивается.

25-й слайд.

Вывод: опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

III часть. Рефлексия.

Все ли вам было понятно в содержании мастер-класса. Что Вы сегодня приобрели нового? Полезна ли была вам информация мастер-класса. Давайте вспомним и «прикрепим» на булавочки все новые знания и умения.

IV часть. Заключение.

26-й слайд.

Уважаемые коллеги! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.

Я думаю, что Ваше участие в мастер-классе способствовало повышению Вашего профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться Вами в практической работе с детьми.

27-й слайд. Спасибо за внимание и участие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников .

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Детское экспериментирование в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников». А у нас в саду дела – эксперименты.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Цель мастер-класса.

Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами. Звучит музыка из передачи «Жить здорово» Воспитатель: Доброе утро.

Семинар-практикум «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 21:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тарасова (УИ 1392483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД