Марина Шевченко
Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.
2. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
3. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.
ХОД:
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.
Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения проблемно-игровой ситуации, позволяя анализировать, логически мыслить, делать выводы. Удовлетворяет потребность в самовыражении и в свободном общении со сверстниками.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи :
1. В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
• Слон большой, а комар.
• Камень тяжелый, а пушинка.
• Днем светло, а ночью.
2. В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:
• дерево, цветок – что делают? (растут)
• Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.
3.«Назови одним словом».
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти. Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
4.«Когда это бывает?».
Цель: расширение словарного запаса.
Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть:
Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»).
Для вас, коллеги, я подготовила вот такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
-Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху)
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
«Как называется игрушка сделанная из разных материалов»
из резины – резиновая
из стекла –
из пластмассы –
из дерева –
из бумаги –
из картона –
из меха –
из железа –
из глины –
из плюша –
Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Смена рук.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Дидактическая игра : «Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры : Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе….»
Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!