Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»

Мария Петрова
Мастер-класс для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»

Задачи мастер – класса:

- уточнить теоретические представления по вопросу развития у дошкольников выразительной речи;

- практическим путём закрепить навыки формирования просодической стороны речи.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование интонационной стороны речи у дошкольников“» размещена в разделах

Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по-разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Такие последовательные изменения высоты голоса, темпа и ритма речи, силы звучания называются интонацией.

Зачем нужна интонация?

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.

Из чего состоит интонация, или интонация под микроскопом.

Ученые установили что интонация – это сложное явление, которое включает в себя следующие элементы:

Мелодику (повышение или понижение голоса);

Логическое ударение;

Паузы;

Темп речи;

Основной тон высказывания;

Ритм.

Мелодика – повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Паузы – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части.

Паузы – это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

Различают несколько видов пауз в зависимости от того, по какой причине и с какой целью прерывается звучащая речь.

Физиологическая, или дыхательная, пауза вызванная необходимостью вдохнуть воздух.

Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

Синтаксические паузы связаны с синтаксической структурой предложения.

Логические или смысловые паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий делит свою речь на смысловые группы.

Некоторые ученые выделяют также паузы обдумывания, размышления. Эти паузы помогают говорящим оформить свои мысли, отобрать наиболее точные и выразительные языковые средства.

Далее педагоги делятся на две команды, и проводится игра: «Устрани путаницу». Они должны устранить смысловую нелепицу, правильно расставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая внимание на паузы.

Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпичи там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна….

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.

Игра «Расшифруем записку». Написать что-нибудь смешное, не соблюдая знаков препинания и, не делая интервалов между словами (можно свое имя и фамилию записать в искаженном виде). Обменятся записками друг с другом. Кто быстрее прочтет, тот и победил!

Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает быстрый, медленный и средний. Средний темп у людей составляет около 120 слов в минуту. Темп зависит от индивидуальности говорящего, его темперамента, настроения, психологического состояния. Также зависит от жанра высказывания и характера передаваемой информации.

Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Выбор темпа зависит и от ситуации общения – от того, когда и с кем вы говорите. Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»

1. К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как вы будете говорить, в каком темпе?

2. К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывайте, что автобус долго стоять не будет.

Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Некоторые ученые используют в этом значении термин «тембр».

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

В народе говорят: «То же слово, да не так бы молвит». Что значит эта поговорка?

Игра по-разному.

1. Произнесите междометие «О» с разной интонацией.

Удивлено,

Радостно,

Недовольно

Испуганно,

2. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить ваши чувства.

«Открой дверь!» - гневно, трагически, грустно, радостно, весело, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с чувством радостного облегчения, с ехидством, с презрением.

Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражения ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеренные промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационными строением стиха. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия.

Игра «Потанцуем?»

1. Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) на какой счет будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) а теперь передайте ритм вальса жестами, движениями, какие они у вас будут?

2. Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (энергичный, чеканный, отрывистый.) на какой счет вы будете маршировать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) давайте промаршируем в этом ритме.

Выводы и рекомендации.

Содержанием направления работы по развитию интонационной стороны речи у дошкольников будут являться:

1. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации. Игры типа «Тряпичные куклы и оловянные солдатики», «Сосулька и вода», «Штанга» и т. д.

2. Формирование правильного дыхания. Работа по формированию правильного дыхания проводиться в определенной последовательности:

- формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

- развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Постепенно в систему занятий можно включать более сложный речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, словосочетания, слова и т. д.)

3. Работа по развитию мелкой и общей моторики. Координация пальцев рук совершенствуется в играх с речевым сопровождением (Семья, Сорока-белобока, Дождик и др.)

4. Развитие лицевой и артикуляционной моторики. Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений типа:

- «Плакса» - зажмуривание глаз;

- «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надуванием; («Мы удивились», «Тигренок» и т. д.)

5. Восприятие и воспроизведение темпа. При формировании представлений о ритме, как о скорости следовании звуков, дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Для этого можно использовать игры, в которых темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми однотипных движений, например, под музыку с быстрым темпом дети идут по кругу с быстрым темпом, под музыку с медленным темпом – идут медленным шагом. Выполнение подобных упражнений позднее нужно сопровождать речевыми звуками.

Рекомендуемая литература:

И. Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков», «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», Ярославль 1998 г.

Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», «АЙРИС ПРЕСС» Москва 2004 г;

Методическое пособие О. И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи» «СФЕРА», Москва 2009 г.

Развитие интонации в онтогенезе

2-3 месяца Появляется хорошо интонированное модулированное гуление

3-4 месяца Реагирует на интонацию взрослого

7-8 месяцев Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации

К 11 месяцам Начальная стадия формирования ударения

На втором году жизни Усваивается вопросительная интонация

1 год 11 месяцев Усваивается фразовое ударение

К 2-м годам Появляется интонация перечисления

2.6-3.6 лет Появляются слова с выделительным ударением

2,5 – 5 лет Вопросительные высказывания в речи

К 5 годам Интонационные конструкции приближаются к эталонным моделям у взрослых

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Творчество педагогов. Мой взгляд со стороныТворчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 11:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Петрова (УИ 370687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД