Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова»

Наталья Лянгузова
Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова»

Цель: Создать условия для овладения воспитателями играми и упражнениями направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Задачи: Познакомить педагогов с понятием «Слоговая структура слова»

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения.

-Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для преодоления звукослоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.

Оборудование: Мультимедиа, презентация.

Раздаточный материал: чашка, чайная ложка, ножницы, картон. Два стакана, один из них с водой, листы бумаги, ложка вилка, книга.

Мяч, флажки, молоток, стул, зайка, утюг, молоко, машина. Барабан, музыкальные молоточки, палочки, карандаши деревянные ложки. Изографы, маркеры, ватные диски, слова с пропущенными буквами.

Схемы слова, цветные фишки, розетки, картинки с тремя слогами, с двумя слогами, с одним слогом, картинный материал в презентации.

Ход мастер – класса

-Вводная часть 3 мин.

-Основная часть 25 мин.

-Заключительная часть 2 мин.

Уважаемые родители и коллеги. Всем известно, что речь является одной из важнейших функций человека.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей страдающих нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение звукослоговой структуры слова.

Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит, структура слова произносится неверно. А слоговое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в начальной школе. Важно чтобы у ребёнка была фонематически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи, ведь младшие школьники как говорят, так и пишут и читаю.

Для того чтобы ребёнок лучше говорил необходимо развивать речевые навыки дыхание, темп, ритм, повышение и понижение голоса, различные интонации, чтобы речь была плавной и не прерывной.

-Развивать артикуляционный аппарат его переключаемость.

-Развивать ориентировку в пространстве, на себе на листе бумаги.

-Развивать умение слушать и различать сначала не речевые звуки, затем речевые.

-Развивать слуховое внимание, память, воспроизведение ритма. ритмического рисунка слова.

-Развивать навыки фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

-Развивать умение самостоятельно употреблять различные грамматические и словообразовательные формы в речи.

Если такие трудности возникают у, вашего ребёнка не переживайте вы всегда сможете ему помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу.

Предлагаю вам мастер – класс в процессе, которого с помощью игр и упражнений вы узнаете конкретные приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова. Всём этим вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребёнком не требующих большой подготовки.

Итак начинаем наш мастер – класс. Для участия я приглашаю 5, 6, человек.

Уважаемые родители, знаете ли вы какие либо игры для формирования звукослоговой структуры слова? Используете ли вы их в работе с детьми?

Сейчас мы выполним упражнение. Которое поможет детям развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков) Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе. Повернитесь к столу спиной. Внимательно слушайте и, не глядя, каждый из вас рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).

Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.

Упражнение: «Лишнее слово»

Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи, распознать дефектное произношение звукослогового состава слова в чужой речи, и определить правильно ли произносятся слова, с опорой на предметы которые разложены на столе.

Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг –утюг

Ломоко – молоко

Шинама - машина

(поднимают флажки) А как правильно сказать?

Молодцы правильно назвали все слова.

Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.

Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.

Ритмическая игра: «Дятел»

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

и. т. д.! ! !;! !;!! !;! .

Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.

Следующая ритмическая игра, которая поможет развить чувство ритма, передать ритмический рисунок по памяти (в движении и с помощью звукоподрожания).

Ритмическая игра: «Кукушки на опушке»

Ход: Две кукушки на опушке говорили, как подружки.

(Родители становятся полукругом лицо к педагогу)

Педагог дает ритмическое задание каждому родителю индивидуально.

Руки отвести назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус в право и сказать «Ку – Ку», затем в лево «Ку – Ку». Затем глубокий наклон вперёд и длинно произнести «Ку – у – у» (рисунок ритмический)

Руки отвести на зад как крылья, слегка наклонить корпус в право и сказать «Ку – Ку», Глубокий наклон вперёд «Ку –у –у». Затем поворот корпуса влево «Ку -у –у» (рисунок)

Интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Если ребёнок испытывает затруднение, то показать предметную картинку.

Продолжи строчки из стихотворений или «Доскажи словечко»

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок) слайд 5

Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло) слайд 6

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло) слайд 7

Следующее игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза на определение первого и последнего звука в слове. Для этого нам понадобится мяч.

Упражнение: «Кто самый внимательный?» слайд 8

Ход: Кто из вас самый внимательный? Тот назовет первый согласный звук в слове: куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос.

А кто сможет назвать последний согласный в слове. Ошибаться нельзя.

Кто из вас сможет назвать первый и последний согласный в слове?

Сейчас мы выполним игровое упражнение, которое поможет развить умение анализировать и определять место звука в слове (начало, середина и конец). Умение ориентироваться на схеме. Для этого нам понадобятся, цветные фишки и графическая схема слова.

Упражнение: «Где спрятался звук?» слайд 13

Ход: Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине)слова на схеме. (Улитка, сижу, булка)

Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце)слова на схеме (парта, суп, капуста).

Не менее интересное игровое упражнение поможет развить навык фонематического анализа и синтеза умение делить слова на слоги (анализировать слоговой состав слова). Понадобится 1 картинка с одним слогом; 2 картинки с двумя слогами; 3 картинки с тремя слогами.

Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматически правильной речи. Для этого нам понадобится мяч.

Упражнение: «Так бывает?»

Ход: Бросаю мяч испрашиваю, а родители отвечают.

У жабы шуба? Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? Да у мухи лапы.

У кота зубы? Да у кота зубы.

У кита ноги? Нет у кита ног.

У деда сани? Есть у деда сани.

У мамы бусы? Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? Есть у Вовы часы.

У дома ухо? Нет у дома уха.

Не менее интересная игра «Что рисуют дети», поможет закрепить звукослоговую структуру слова, используя слова близкие по звучанию.

Игра: «Что рисуют дети?» слайд 16

Ход: Педагог начинает говорить слова, а родители должны подобрать близкое по звучанию слово и добавить его к тексту. (на экране мультимедиа появляются картинки подсказки.

Стас рисует глобус

А Света автобус

Стас рисует квас

А Света ананас.

Сегодня я познакомила вас уважаемые педагоги с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Эти игры вы можете использовать в работе с детьми дома. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи детей.

Прикреплённые файлы:

master-klas_edc4j.pptx | 3371,05 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки» Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 07:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Замке Превращений...
Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Замке Превращений наряжали ёлку». Блог. Лариса Гацко. Цель: развивать умения придумывать и...
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами»
Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью таких занятий....
НОД по образовательной области «Познавательное развитие «Кто живет в лесу?»
Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса ( медведь, белка, заяц, лиса, их местах обитания, подготовке к зимнему времени года....