Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова»

Елена Нурмухаметова
Мастер-класс для педагогов «Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова»

Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова.

Одной из ключевых задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является формирование у них слоговой структуры слова. От того насколько полноценно овладел ребенок процессом звуко-слоговой структуры слова, зависит не только лексико-грамматический строй речи, но и освоение речевой компетентностью в целом.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова“» размещена в разделах

«Устная речь, - как указывал выдающийся русский психолог, профессор Н. И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.»

Данные современных исследований свидетельствуют о том, что восприятия и реализации слов различной структурной сложности обеспечивается функционированием множественных когнитивных процессов. Среди них – механизм упреждающего синтеза. Этот механизм является одним из основополагающих при формировании речи, именно ее порождения.

Суть этого механизма заключается в следующем: минимальная произносительная еденица речи – слог. В основе языка всегда лежит модель СГ, остальные виды слогов – его модификация. В слоге всегда предыдущий звук влияет на последующий, а последующий на предыдущий. Это и есть формулировка механизма упреждающего синтеза: последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

Работа по формированию механизма упреждающего синтеза проходит в несколько этапов:

Выкладывание визуально ритмических рядов 1:1, сначала горизонтально, затем вертикально и самый сложный этап это выкладывание по кругу;

Выкладывание визуально ритмических рядов 2:1;

Выкладывание визуально ритмических рядов 1:2;

Выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1.

Формирование слоговой структуры слова с использованием механизма упреждающего синтеза так же проходит в несколько этапов:

1 этап: воспроизведение изолированных языковых единиц.

Игры:

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 горизонтально с символами гласных звуков;

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 вертикально кубиками, магнитами на доске с изображением символов гласных звуков;

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1 по кругу с изображением жестов (ладонь – А, кулак – У).

2 этап: воспроизведение цепочек слогов.

Игры:

- выкладывание визуально ритмических рядов горизонтально 2:1, затем 1:2 с произнесением слогов (например, фу – фу – ба, фу – фу – ба; можно использовать визуальную опору фу- свеча, ба – барабан, затем визуальнуюопору убираем и выкладываем какой-либо природный материал);

- выкладывание визуально ритмических рядов 2:1, 1:2 вертикально с проговариванием слогов + жесты (на магнитной доске, липучки);

- выкладывание визуально ритмических рядов 2:1, 1:2 по кругу (жесты, ходьба + движения);

3 этап: проговаривание слов в соответствии с типами слоговой структуры по А. К. Марковой.

Игры:

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 горизонтально слова 1 типа СС (наклеить слова на дно стаканчиков);

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 вертикально на доске, на координационной лестнице с проговариванием слов 2 типа СС;

- выкладывание визуально ритмических рядов 1:1:1 по кругу с проговариванием слов 3 типа СС + движения с мячиками/жесты.

Таким образом, механизм упреждающего синтеза, функционирующий в процессе проговаривания, является регулятором специфики построения различных, в том числе и структурных компонентов языковых единиц. Действие механизма упреждающего синтеза распространяется на все речевые образования – слог, слово, фразу и способы их соединения (И. А. Зимняя, 2001).

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование механизма упреждающего синтеза в формировании слоговой структуры слова»
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 11:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД