Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Загадка как средство развития речи детей»

Ольга Потуремская
Мастер-класс для педагогов «Загадка как средство развития речи детей»

Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение.

К. Д. Ушинский

А теперь ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:

1. Не лёд, а тает, не лодка, а уплывает. (зарплата). Как вы думаете, что это? А что это за жанр? (загадки). Правильно. А вы знаете, что детей нужно учить отгадывать загадки. И есть уже разработанная методика Юлии Георгиевны. Илларионовой. Она считала, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Загадка как средство развития речи детей“» размещена в разделах

Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендовала при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

Теперь давайте мы попробуем доказать – почему это именно зарплата.

Кто из детей не любит разгадывать загадки? Да порой, и нам взрослым хочется проявлять смекалку. Недаром так популярна передача на канале тнт «Где логика?» Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

В древнегреческом мифе, мифическое существо Сфинкс с телом льва и головой человека, всем загадывает одну и туже загадку : Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? (загадать родителям). Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип : утром (в детстве) на четырех, днем (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылем) на трех ходит человек.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.

В загадках происходит метафора - замена одного предмета другим по внешнему сходству. Но, тем не менее, загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

Загадки :

• обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

• помогают увидеть вторичные значения слов;

• формируют представления о переносном значении слова;

• помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Существует несколько видов загадок : (загадываем родителям)

• Описательные загадки. Он хищник. Живёт в Африке. У него есть густая грива. Кто это? (лев)

Загадки-стихотворения.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

• Рифмованные загадки

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый… (черепаха)

Загадки-обманки (так же должна подойти рифма, но она – путаница. Здесь важна внимательность ребенка)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (не лисица, а белка)

• Образные загадки В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения.

Четыре братца

Под одной крышей стоят.

(стол)

Загадки с подвохом для детей

Круглой формы голова,

Той же формы буква…

(не А, а О)

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно …

(не пять, а четыре)

Ты на птичку посмотри;

Ног у птички ровно…

(не три, а две)

Говорил учитель Ире,

Что два больше чем…

(не четыре, а один)

С каждым днем все лето ближе,

Скоро встанем все на …

(не на лыжи, а на ролики)

У Иринки и Оксанки

Трехколесные есть…

(не санки, а велосипеды)

На прививки и уколы

Мамы деток водят в ….

(не в школы, а в поликлинику)

Ты на птичку посмотри;

Ног у птицы ровно…

(не три, а две)

На уроках будешь спать —

За ответ получишь…

(не пять, а два)

Он-надежная охрана,

Дверь не может быть без …

(не без крана, а без замка)

Мы гостей всех дружно встречаем:

Поим их свежемолотым…

(не чаем, а кофе)

При отгадывании загадок дети часто допускают ошибки. Даже дети 6-7 лет несмотря на то, что обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями порой затрудняются назвать ответ на предложенную загадку.

Причины того, почему так происходит:

• невнимательно слушают текст загадки;

• не запоминают полностью содержание загадки;

• полностью или частично не понимают текст загадки;

• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Ваши дети лучше научатся справляться с загадками, если будут знать как они «устроены». То есть научатся сами их составлять. Для этого существует специальная методика с которой я вас сегодня познакомлю.

Методика составления загадок по опорным таблицам

(электронная презентация)

ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?» «Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка : Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой, какое)» «Что такое же?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое» «Что такое же?»

Яркое

Круглое

жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое, но не солнце?»

«Какое» «Что такое же?»

Яркое

Круглое

жаркое Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка : Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Третий способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка : Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

Работа по подгруппам.

Разделить на 3 команды

Сейчас я предлагаю вам стать детьми и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, при этом доступное детям дошкольного возраста.

Надеюсь после того как вы сами попробовали составить загадки, вам захочется заняться словотворчеством со своими детьми или же поотгадывать загадки, но уже не просто так, а со знанием дела. Чтобы работа протекала успешнее позвольте дать вам несколько советов, которые я оформила в виде брошюр.

Методические рекомендации:

1. Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)

2. В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой, а в правую часть – объекты (допустимо схематичное изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок не умеет читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

3. Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения блестящая – не просто монета, но новая.

4. Читайте текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки «как» или «но не». Повторяйте текст неоднократно.

5. Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.

6. Составляйте загадку не называя объект, а только перечисляя те признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другой объектами «колючий как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола»

7. Запомнит, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку:

- по назначению объекта (У Наташи красное платье, а у Лены синее)

-по длине (У Лены длинная юбка, а у Тани короткая)

- по высоте (дерево высокое, а куст низкий)

- по твердости (мел твердый, а творог мягкий)

- по возможности летать (птица летает, а машина нет)

- по съедобности (сахарный песок едят, а речной нет)

- по росту (великан большого роста, а гном маленького)

- по ширине (река широкая, а ручей узкий)

- по длине (эта дорога длиннее, а та короткая)

- по громкости (эти ребята поют громче, а те тише)

- по толщине (кусок колбасы толще куска сыра)

- по величине (озеро большое, а пруд маленький)

8. Запомните, как нельзя сравнивать:

- У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные ( сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность)

-лягушка зеленая, а крокодил большой ( сравниваются: цвет и размер)

- дерево высокое, а куст красивый (сравниваются цвет и размер)

- у Наташи платье голубое, а у Светы короткое (сравниваются цвет и длина)

-Карлсон толстый, а малыш моложе (сравниваются толщина и возраст)

- помидор красный, а перец горький (сравниваются цвет и вкус)

- Незнайка низкого роста, а Знайка умный (сравниваются ум и рост)

Надеюсь, данные рекомендации не только научат сравнивать, выделять существенные признаки предметов сравнивать по несущественным и существенным признакам, обобщать и классифицировать предметы, разовьют навыки мышления, воображения, но и будут способствовать развитию навыков совместного творчества между вами – детьми и родителями.

А еще я хочу вас познакомить с игрой, которая подойдет для всех, как взрослых так и детей. Ее можно видоизменять под каждую цель меняя только наглядный материал. Давайте мы с вами в нее сыграем. И возвращаясь нашему мастер-классу именноо в этой игре ребенок учиться составлятьзагадки. Выходят несколько человек. (Засекаем время, я даю несколько карточек, на которых изображены картинки с пословицами. Они должны будут по очереди объяснить по одной карточке)

Видите как интересно. Показываю сам круг объясняю правила игры.

• Игра развивает речевые навыки,

• Ассоциативное мышление,

• Умение действовать в ограниченных временных рамках,

• Восприятие чужих эмоций и ассоциаций,

• Кто-то учится читать через объяснение картинок,

• А кто-то учится справляться с разочарованием из-за проигрыша.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Загадка — золотой ключик развития, или Гимнастика для ума» "Загадка - золотой ключик развития или гимнастика для ума" Консультация для педагогов и родителей. Одно из самых любимых занятий наших детей.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Загадка как средство развития речи детей»
Опубликовано: 10 января 2020 в 10:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД