Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»

Маргарита Морозова
Мастер-класс для родителей по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»

Путешествие по стране звуков и букв

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №13

городского округа Павловский Посад Московской области

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте

в подготовительной группе

на тему «Путешествие по стране звуков и букв»

Выполнила

учитель-логопед

Морозова Маргарита Александровна

2022 год

Публикация «Мастер-класс для родителей по обучению грамоте „Путешествие по стране звуков и букв“» размещена в разделах

Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи: активизировать знания родителей о звуках, буквах, слияниях, воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Ход мастер-класса

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :

• сформированность звуковой стороны речи;

• сформированность фонематических процессов;

• готовность к звуковому анализу слов;

• владение понятиями звук, слог, слово, предложение. Слайд 2

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает : определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове. Слайд 3

- Чем отличается звук от буквы?

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем. Слайд 4

- На какие две большие группы делятся звуки?

Звуки бывают гласными и согласными. Слайд 5

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные :

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь. Слайд 6

- Сколько гласных букв в русском языке?

- На сколько групп они делятся?

Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы

Гласных букв десять : А У О И Э Ы Я Е Ё Ю

Гласные делятся на два ряда. Гласные первого ряда не смягчают согласные, гласные второго ряда – смягчают согласные. Слайды 7, 8

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

- Какие характеристики есть у согласных звуков? Слайд 9

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Слайд 10

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

- Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ Слайд 11

1 задание. «Определи первый звук в слове». Слайд 12,13

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово.

2 задание. «Определи последний звук в слове» Слайд 14

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове.

3 задание. «Прятки со звуками» Слайд 15

Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова.

Схемы расположения звуков.

Физминутка. Слайд 16

Мы трудились очень много,

Отдохнем сейчас немного

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево – вправо повернитесь

Дружно сели,

Дружно встали

И наклоны делать стали,

Стали прыгать и скакать.

Будем звуки повторять

(а) – поднимаем руки вверх

(у) – вытягиваем руки вперед

(и) – разводим руки в стороны

А теперь опять шагать.

4 задание. Определите, какой звук слышите мягкий Мь или твердый М.

Молоко, мёд, далеко, масло, медленно, мычит, спит, матрос, шляпа, мебель, гром, домашний, смелый.

5 задание. Дай характеристику согласному звуку. Слайд 17

6 задание. Составь схему слова. Кот, гусь. Слайд 18

Нашу встречу мне хочется закончить словами: Слайды 19,20

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте![/i]

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране ЗнанийКонспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы Путешествие по Стране Знаний Конспект занятия по обучению грамоте подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Развлечение по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Знаний» Программные задачи: Формирование осознанного отношения к слову, технических и графических навыков письма. Развитие мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв»
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 13:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД