Лучший педагог года

Проект «В гости к народам ханты»

Елена Ким
Проект «В гости к народам ханты»

Проект на тему : «В гости к народам ханты»

Тема:«В гости к народам ханты»

По срокам: краткосрочный: 1месяц.

По видам деятельности: познавательно-исследовательский, творческий.

Актуальность проекта

Публикация «Проект „В гости к народам ханты“» размещена в разделах

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Мало кто знает, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.

Цель проекта : формирование представлений о коренном народе Югры-хантах.

Задачи по работе с детьми:

Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Формировать любовь к малой Родине.

Данный проект рассчитан на один месяц и охватывает детей старшего дошкольного возраста (6-7л.).

Описание проекта

Кто такие «коренные жители»?

Происхождение народов ханты и манси

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси — два родственных народа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси — вогулами или вогуличами.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге — скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие — постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т. д. Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову, у южных и восточных — распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2 % всего населения округа.

Мужчины занимаются охотой для добывания пушного зверя. Пойманные дикие животные используются не только в пищу, мех можно продать или обменять, а также использовать для личных нужд.

Род деятельности народов ханты

Река Обь снабжает хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солят, вялят, подсушивают.

Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливает огромную семью. Оленьи шкуры активно используются в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты едят в основном мясо (олень, лось, медведь, причем даже в сыром виде. Из мяса сварят горячую похлебку. В сезон грибов и ягод рацион питания северян расширяется.

Традиции

У хантов и манси есть свои традиции. Они почитают природу. Никогда ханты не охотятся на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходуются экономно. В пищу идут все внутренности и субпродукты, поэтому отход - минимален. К дарам лесов и рек ханты относятся с особым почтением, приписывают природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивают обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляют пойманную добычу.

Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Природа в жизни ханты

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Одежда, обувь

Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками. Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.

Одежда из оленьих шкур

Сахи – это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна.

Глухая малица – носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.

Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.

Женская одежда и обувь

Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава.

Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов.

Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры.

На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями.

Мансийская обувь. Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги». Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.

Женские красивые туфли «няры», сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти. Все это создается руками женщин.

Мужская одежда и обувь

Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда – малица.

Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).

Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ.

Уход за одеждой и обувью: Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.

• Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.

• Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.

Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.

Формы работы с детьми по знакомству с родным краем

Для реализации проекта будут использоваться разнообразные формы работы с детьми: НОД, беседы, художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Будут использоваться методы и приемы:

• Чтение сказок;

• Рассматривание картинок, мультфильмов, иллюстраций;

• Подвижные игры;

• Обуждение ситуаций;

• Подвижные игры;

• Дидактические игры;

• Просмотр мультимедийных презентаций;

• Экскурссии.

Все выше перечисленные формы работы и методы и приемы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.

Целевая группа: дети старшего возраста (6-7л.)

Исполнители: воспитатель, педагоги.

Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками.

Этапы работы по проекту :

1 этап: Организационный (01.11.2016г. - 07.11.2016г.)

1. Изучить литературу о жизни коренного народа ханты.

2. Подобрать картинки, иллюстрации, подобрать картинки с одеждой ханты и манси;

3. Подобрать атрибуты, связанные с жизнью ханты и манси,

4. Составить перспективный план по реализации проекта.

5. Разработать конспекты проводимых мероприятий.

2 этап: Основной (07.11.2016г. -25.11.2016г.)

1. Реализация перспективного плана с детьми, родителями.

2. Фотоотчет в виде стенгазеты.

3. Составление копилки конспектов проводимых мероприятий.

3 этап: Заключительный (26.11.2016г. -31.11.2016г.)

1. Подведение итогов по проекту.

2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте МБДОУ).

3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

4. Участие в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты

Относительно детей:

• Сформированы представления у детей об особенностях жизни коренного народа ханты.

• знакомы с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.

• Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.

• Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Перспективный план работы с детьми старшего возраста (6-7л.)

Период

Мероприятия

2 неделя • Беседа «Коренные жители Югры»;

• Рисование «Жизнь в тайге»;

• Д/и «Что нужно для охоты?»;

• Чтение сказки «Мышка и лось»;

• Аппликация «Народ-ханты»;

• НОД «Природа в жизни ханты»;

• Мастерская «Кукла-оберег, кукла-ягодка».

3 неделя • Экскурсия в музей НП «ЦВПД».

• Чтение сказки «Мышка»;

• Рисование «На рыбалке»;

• Оформление фотовыставки «Что мы знаем о народе ханты»

• Чтение сказки «Кот»;

• Создание коллажа по сказке «Один день их жизни ханты»;

4 неделя • Чтение сказки «Зайчик»;

• Показ настольного театра сказки «Заяц»;

• Чтение сказки «Женщина-кукушка»;

• Обсуждение ситуаций «Как нельзя поступать»;

• Рисование сказки «Женщина-кукушка».

План работы с воспитателями

Период

Мероприятия

2 неделя

3 неделя

4 неделя • Мастер-класс «Хантыйский оберег».

• НОД «Природа в жизни ханты».

• Представление результатов работы по проекту.

План работы с родителями

Период

Мероприятия

• Экскурсия в поселок Русскинские.

• Представление результатов работы по проекту.

• Мастер-класс «Хантыйский оберег».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление работы в следующих направлениях.

№ п/п Направления в работе Проводимые мероприятия

1 Работа с детьми - создание условий для дальнейшей работы;

-поиск использования новых тем по работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественным словом народов ханты и манси.

2 Распространение собственного педагогического опыта - публикация материалов по данной теме на сайтах ДОУ и педагогических работников;

- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;

-участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.

Заключение

Данный проект был направлен на формирование у детей знаний о сказках народов ханты и манси.

Проводимые мероприятия в рамках данного проекта, позволили сформировать знания о том, чему учат данные сказки.

Был найден ответ на основополагающий вопрос. «О чем рассказывают сказки Югорской земли?»

.

Использованная литература

1. https://newsruss.ru/ Коренные народы

2. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.

3. goturist Народ ханты.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Новая встреча с Ханты-Мансийском»Фоторепортаж «Новая встреча с Ханты-Мансийском» Вот уже 40 лет, как моя жизнь связана с Ханты-Мансийским автономным округом. Первая наша встреча состоялась в 1977 году, когда молоденькой.

Подвижные игры народов ханты Актуальность: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных.

Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Автор проекта: Лазарева Любовь Юрьевна Продолжительность проекта:.

Проект «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Светлячок» Проект «Сказка в гости к нам пришла» По доминирующей.

Проект «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» Возрастная группа – вторая младшая. Вид проекта: творческо-игровой. Участники проекта: дети средней.

Проект «Сказки в гости к нам пришли» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» ПРОЕКТ «Сказки в гости к нам пришли».

Проект «В гости к дедушке Корнею» Тип проекта – познавательно- творческий. Продолжительность – краткосрочный. Срок реализации – 2 недели. Участники – дети старшей группы,.

Проект «В гости к сказке» Проект «В гости к сказке» Вид проекта: групповой, Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители Продолжительность проекта:.

Проект в старшей группе «В гости к первоцветам.» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 Данковского муниципального района Липецкой.

Сценарий праздника «Путешествие на воздушном шаре по народам России» Дети входят в зал под музыку «Россия моя, ты моя Родина!» сл. В. Агапова, А. Петряшевой, муз. А. Петряшевой Хоровод «Дружбы» Ведущий: На.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В гости к народам ханты»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 13:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД