Получи документы

Мастер-класс: «Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Зоя Шипицына
Мастер-класс: «Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

" Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания "- эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской.

Для детей – дошкольников, которые страдают различными речевыми расстройствами, игровая деятельность - необходимое условие для всестороннего развития их личности и интеллекта.

Актуальность

Публикация «Мастер-класс: „Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Работая на группе детей с ОВЗ много лет, я заметила, что количество детей с таким диагнозом возрастает с каждым годом. Очень часто поведение у этих детей носит агрессивный характер. В то же время я вижу, что такие дети сами боятся агрессии, у них имеется потребность в защите. Дети гиперактивны, находятся постоянно в движении, импульсивны, полностью отсутствует самоконтроль. Они не выносят вопросов, обращённых к ним, по закреплению изученной темы, некоторые дети испытывают частые стрессы. На занятиях многие дети быстро утомляются, начинают вертеться, разговаривать на отвлеченные темы, т. е. перестают воспринимать материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ за педагогом. В поведении детей моей группы отмечается: конфликтность, агрессивность, вспыльчивость, пассивность и замкнутость. У большинства воспитанников имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Дети не могут вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Дети также отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью. Вот тут – то и приходит на помощь игра. Игра требует от ребёнка некоторого напряжения сил, от которого зависит бодрое, жизнерадостное самочувствие, а бодрость и радость - залог здоровья. Игра помогает дошкольнику легко адаптироваться в новой группе, учит ребёнка находиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Вот поэтому проблема детской игры является актуальной в настоящее время.

Ещё в раннем детстве ребенок тянется за игрушкой, пытается выполнить с ней несложные манипуляции. Становясь старше, ребёнок, по – своему усмотрению может общаться со сверстниками, самостоятельно выбирая игрушки, придумывая сюжет игры, ее правила. Игровые технологии широко применяются в дошкольном учреждении нами, педагогами, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Игра – это невидимая связь между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Педагогам – дошкольникам необходимо обладать доброжелательностью, чтобы умело осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии детей. Только тогда игра будет иметь положительный эффект для развития ребенка. Но вот что интересно. Когда дети первый раз, после ПМПК попадают в мою группу, они совсем играть не умеют. Всё сходится только к тому, чтобы отобрать игрушку у другого ребёнка, постучать ней об пол, покричать и на этом всё. Педагог понимает, что с ребёнком нужно начинать работать и чем раньше, тем лучше. К сожалению, взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям развития своего ребёнка, считают, что он просто перерастёт. Но время упущено. Тревогу начинают родители бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Педагог коррекционных групп для обучения детей играм сначала использует отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, т. к. они позволяют войти педагогу в доверие к детям и установить контакт на дальнейшую деятельность. Игровые моменты я использую во всех видах деятельности. При постоянном использовании игровых технологий у детей развиваются психические процессы. В своей работе с детьми я использую игровые технологии, направленные на развитие воображения, внимания, памяти, мышления ребенка. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. В игре ребёнок учится вести себя в соответствии с социальными требованиями. Игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры по ФЭМП, по развитию речи играют не последнюю роль в формировании интеллектуальной готовности к школе. Благодаря игре дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, легче вступают в сотрудничество, уменьшается количество агрессии. Педагог в силах направить игру в нужное русло. Дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, где отображают отношения между людьми. Очень люблю использовать в своей практике малые формы устного народного творчества, это: народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Применяя в работе игровые технологии, я решаю задачи, такие как: 1. дидактические (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, в познании и расширении кругозора).

2. развивающие (развитие психических процессов, а также фантазии, умений устанавливать причинно–следственные связи)

3. воспитательные (воспитание волевых качеств, коллективизма, общительности).

4. социальные (формирование знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающим, создание условий для обретения ребенком таких качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.) Чтобы решить поставленные задачи, я поощряю и хвалю ребёнка за всякие, порой даже незначительные, достижения. Вовремя оказанная поддержка в развитии и тренировке навыков, помогает ребёнку быстрее приобрести уверенность в себе. А про наказание и критику за ошибки, и плохие результаты, нужно вообще забыть. Стараюсь всегда всячески поддерживать общение между детьми. Всем известно, что лучше всего ребенок понимает и запоминает то, что испытал и попробовал сделать сам. Для эффективного развития интереса у детей к любой деятельности использую дидактические игры. Больше всего в моей работе мне помогают именно дидактические игры. Дидактические игры я считаю одним из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. К тому же, дидактические игры являются главным средством разностороннего воспитания ребёнка. Проводя игры по разным дисциплинам, я формирую правильное отношение к тому, что их окружает, к явлениям повседневной жизни, природе. Так как группа у меня речевая, я использую много игр, которые помогают мне в автоматизации звуков, в развитии фонематического слуха, в обучении грамоте, и одновременно рассчитаны на развитие всех высших психических функций (внимания, памяти, логического мышления, воображения). С помощью игры я добиваюсь углублённых знаний у детей. Опять же при помощи дидактических игр я развиваю сенсорику и речь детей. Дидактическая игра помогает мне обогатить словарь детей, построить правильно предложение, разделить на слоги, правильно выражать свои мысли. Ну, конечно, если вдуматься - любую игру можно сделать дидактической, если поставить дидактическую задачу, придумать к ней правила и игровые действия. Игры, которые я использую, помогают закреплению изученного материала, повторению стихов, лучшему запоминанию материала. Главным компонентом игровой технологии я считаю непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Если проанализировать один день из жизни моих воспитанников, то опираясь на игровую технологию, он будет выглядеть так. Каждое утро мы начинаем с утренней зарядки. Как я уже говорила – дети моей группы гиперактивны. Они будут прыгать, шуметь, бегать, но попробуй их построить на зарядку, потратишь всё время, отведённое на её проведение. Поэтому провожу её в игровой нетрадиционной форме. После утренней гимнастики дети приводят лицо и руки в порядок, все процедуры выполняем играя, например, «Аккуратные зайчата».

Воспитатель: Вы теперь зайчата – пушистые ребята.

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь вы чистые

Зайчики пушистые.

Воспитатель предлагает сесть за стол.

Утро ясное пришло,

Завтрак утро принесло.

У зайчат печенье,

Вкусное варенье,

А в тарелку нашу

Мы положим кашу!

Кашку зайчики едят –

Подрасти они хотят.

Впереди – непосредственно–образовательная деятельность. Одно предложение воспитателя сесть за стол вызывает бурю протеста. Как быть? Играть! Воспитатель, обращаясь ни к кому, и в тоже время ко всем говорит: «Весна пришла, скоро птицы прилетят, а на наш участок не прилетят. Вопросы детей: (А почему). Воспитатель: Да нет у нас на деревьях скворечников. Обещал Анатолий Андреевич сделать, а не может придумать какой? А вы видели в городе скворечники? А какие они? Ну – ка, нарисуйте, и самый красивый рисунок мы выберем, и, глядя на него, плотник сделает нам скворечник. Мотивация получена, работа закипела. В конце занятия дети самостоятельно выберут лучший, оценив коллективно. Пришло время прогулки. Наблюдения, подвижные игры. Кстати, насчёт подвижных игр. Вначале я даю детям время «выпустить пары», а потом играем, но уже в малоподвижные игры. Большое внимание уделяю народным играм. Эти игры заставляют детей сдерживаться и строго выполнять правила. Очень любят дети народную игру «Цап». Игра развивает память и мышление, но проводится в лёгкой и простой форме. Народные игры близки детям, кто из нас, взрослых, не помнит игры из детства: «В платочек», «Краски», «Колечко, колечко», «Баба, баба, на чём стоишь?», а стихи, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки – кладезь идей для работы с детьми. После прогулки - обед, обязательно с использованием устного народного творчества. Очень любят дети потешки, поговорки, быстро их запоминают. А поговорка: «Ел – не ел, а за столом просидел» повторяется постоянно. Обед закончен. Пришло время укладываться спать. Опять на помощь приходит игра – соревнование: «Глазки быстро закрывай и пятёрку получай!» Кто же откажется от пятёрки красивой, красной? А после сна свободная деятельность. Здесь проводятся и сюжетно – ролевые игры, и театрализованные и - настольно – печатные. Как я уже говорила – детям нужно помочь настроиться на игру. Самостоятельно тяжело начать играть, но стоит воспитателю взять в руки расчёску, сесть у зеркала и сказать: Какую бы мне сделать причёску?», «парикмахеров» выстраивается очередь. Учу детей «ходить в гости». В этой игре дети усваивают, как вести себя в социуме. «Детство – это не «социальный питомник», а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни.» (Д. И. Фельдштейн). Активное постижение смыслов жизни у ребенка происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Вот поэтому и проводим такие ролевые игры во взрослых: в дочки-матери, продавцов - покупателей, автомобилистов, где дети постигают жизнь взрослых по самой сути, выполняя действия взрослых. В сюжетно – ролевых играх мы, педагоги, формируем у детей представления о социальном мире и о самих себе в нём. Игровую технологию я не отрываю от здоровьесберегающей. Разные виды гимнастик, динамические паузы и физ. минутки, игры подвижные, дидактические, речевые - все проводятся в игровой форме, выполняя функцию здоровьесбережения. Часто показываем с детьми театр, благо в группе имеются разные виды театра. Показ театра – игра, а сколько функций она выполняет! Для детей с ОВЗ это просто находка. В игре дети общаются, как могут и понимают друг друга, воспитывается коллективизм, нет места агрессии и гневу, развиваются все психические процессы, закрепляется изученный материал, запоминаются стихи, песни, фольклор. Таким образом, к игре стоит относиться как к прекрасному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность. Игра становится фактором социального развития личности. Большое внимание в работе с детьми с ОВЗ, я уделяю подвижным играм, кубанским играм, играм народным. Важным моментом успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей, поэтому стараюсь проводить их живо, эмоционально, непринужденно. Важно помнить, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья имеют разные физические возможности, поэтому провожу игры с учётом индивидуальных особенностей и физических возможностей своих воспитанников. Подвижные игры всегда проходят эмоционально, поэтому и являются одной из самых любимых деятельностей дошкольников и оказывает неоценимую помощь в работе с детьми. Я сама очень люблю играть в игры, принимаю активное участие в игре, помогаю, подбадриваю, проявляя терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания воспитателя. Поэтому, в заключении, хочется пожелать всем коллегам – играйте с детьми, это поможет вам вырастить ребёнка, всесторонне подготовленного к жизни в современном обществе!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс: «Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 06:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс: «Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Шипицына (УИ 480447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД