Папки-передвижки

Мастер-класс «Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Мастер-класс «Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер-класс

«Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Публикация «Мастер-класс „Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя (Н. Н. Поддьяков).

Опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшего возраста.

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в свободной деятельности.

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

-наборы для опытов с инструкциями-картинками;

-игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

-измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

-инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

-другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

-писчие принадлежности для фиксации результатов.

Экспериментирование в организованной деятельности.

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

• свойств песка, глины и камня;

• свойств воды в ее различных состояниях;

• температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану: постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

• выдвижение детьми предположений;

• проверка гипотез;

• фиксация результатов и подведение итогов;

• обсуждение работы.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Приглашение в лабораторию.

-Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи, почувствуйте тепло товарища (психогимнастика).

Итак, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте представим, что вы юные научные работники. Вы мне доверяете, быть старшим лаборантом? Да? Спасибо. Перед тем, как приступить к опытам, нам нужно одеть специальную форму (надеть форму на детей).

Волшебное сито

Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

Материалы: совки, различные сито, ведерки, миски, манная крупа и рис, песок, мелкие камешки.

Описание. Воспитатель рассказывает детям, что по пути в детский сад встретила Красную Шапочку, которая рассказала, что собирается в гости к бабушке — отнести манную и рисовую крупы для каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и вся крупа перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо сито? Как этим пользоваться? Просеивают через сито манную и рисовую крупы. Что из сита сыпется в миску? Рассматривают очищенную манку.

• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков, отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?

По следам Шерлока Холмса

- Для того чтобы найти человека по его отпечаткам пальцев используется такой метод, как дактилоскопия.

- Основанием для этого является уникальный рисунок на коже рук, который никогда не повторяется у другого человека. Дактилоскопия — широко применяется в криминалистике. В России она применяется с 1906 года. Известно, что идея об отпечатках пальцев существовала в Китае и Японии ещё в VII в. н. э.

Для этого надо взять карандаш и измельчить его грифель ножом. Натереть готовым порошком палец, прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря грифелю она делает отпечаток видимым. Вот и дактилоскопия.

Свойства магнита.

Ребята, расскажите мне, какие вы знаете металлы.

Дети: (железо, золото, свинец, алюминий) Кто ещё знает?

-Много на свете разных металлов. Вы их назвали правильно. Какое свойство металла вы знаете?

Дети: (тяжёлый, прочный, твёрдый, не бьётся, не режется, не ломается,

- А есть металл, который притягивает разные предметы? Как он называется? (магнит). Все ли предметы притягивает магнит?

(да, нет, не знаем)

- Чтобы это узнать, нужно проверить всё на опыте, возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.

Какой предмет притянул магнит у тебя, Миша? (гвоздь). А у тебя Лена? а у тебя? Что можно сказать про эти предметы? (Из какого материала сделаны эти предметы)

Дети: (они все из металла).

- А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите в пустую корзинку, (кладут).

-Какие предметы мы положили в корзинку? (магнетические).

- Я довольна вами, вы меня порадовали своими знаниями. А сейчас мы поиграем, ловкий кто из вас узнаем.

Физминутка: «В лесу».

-Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнул - ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят, где они сядут, тоже покажем, руки - согнули назад.

-Дети, посмотрите,что лежит на столе? Это же письмо (читаю). У Иванушки беда, томится его Василисушка в царстве Кощея Бессмертного. Хочет он вызволить её из плена, но чтобы биться с Кощеем, нужен ему меч – кладенец. А лежит тот меч на дне колодца. Как же мне достать оттуда меч, ведь колодец глубокий и до самых краёв наполнен водой?

-Ребята как можно помочь Иванушке? (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

-Может нам магнит помочь? (да, давайте попробуем). Но колодец глубокий, а магнит маленький, как же достать с его помощью меч со дна?

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец.

-А сейчас я вам задам задание сложнее, как достать меч так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как это сделать? ( ответы: попробовать приложить магнит к стеклу, проводят опыт).

-Ребята, что интересного и нового вы узнали о магните?

(магнит может притягивать металлические предметы через стекло, воду, в воздухе).

Какое задание вам показалось трудным? (Достать меч). А какое задание лёгкое?

-Вы сегодня были настоящими исследователями. Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, других предметах (стекло, дерево, пластмасса).

Рефлексия: волшебник.

Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…

Исправил….

Сделал….

Добавил….

Похвалил….

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 18:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД