Получи документы

Мастер-класс по теме «Использование метода моделирования в ознакомлении с природой детей дошкольного возраста»

Татьяна Григорьева
Мастер-класс по теме «Использование метода моделирования в ознакомлении с природой детей дошкольного возраста»

Цель: показать эффективность использования метода моделирования; метода, развивающего умственные способности детей; метода, облегчающего процесс познания

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;

2. Развивать творческие способности, воображение;

3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;

Материалы и оборудование: плоскостные изображения птиц-6 штук, круги разных размеров, окрашенные в цвета, соответствующие оперению птиц-6 штук.

Публикация «Мастер-класс по теме „Использование метода моделирования в ознакомлении с природой детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни.

Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Методы экологического образования (наглядные, словесные, практические) традиционны и прошли проверку временем. Однако наряду с традиционными методами педагог в ходе целенаправленной работы с детьми овладевает разнообразными современными образовательными технологиями: мнемотехникой, элементами ТРИЗ, организацией экспериментальной деятельности детей.

Сегодня я предлагаю поговорить о методе наглядного моделирования, который был разработан на основе исследований известного детского психолога Л. А. Венгера. Сущность этого метода заключается в том, что привлечение моделей помогает развить у детей важнейшие операции мышления.

Опыт работы показал, что порой дети не очень охотно включаются в образовательную деятельность, они мало проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность: зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося какой-либо наглядностью, практической деятельностью, - позволяет значительно быстрее вспомнить содержание разговора, беседы, познавательного рассказа.

Поэтому, я обратила особое внимание на использование метода моделирования в работе с детьми.

В работе использую разные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические) в зависимости от вида и типа занятия, вида деятельности, уровня подготовленности детей, возраста. (слайд №2)

Работа по использованию моделей проводилась в определенной последовательности:

I этап

Предварительное ознакомление детей с объектами природы (наблюдения, занятия по рассматриванию, создание познавательно-информационной базы (чтение, беседы, игры и игровые упражнения).

Изучение модели (рассматривание, практические действия)

Знакомство с предметно-схематической моделью (сравнение картинки и символа, объяснение)

Демонстрация предметно-схематических моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Демонстрация моделей предметно-схематических для обобщения и систематизации знаний детей (формирование понятий).

II этап

Абстрагирование. Замена предметно-схематической модели на схематическую (графическую).

III этап

Самостоятельное придумывание и конструирование предметных моделей, предметно-схематических и графических. (слайд № 3)

Когда дети хорошо усвоили, для чего нужна модель и как с ней действовать, поупражнялись в использовании отдельных видов моделей, стало возможным сочетание разных видов моделей при изучении отдельной темы или раздела работы.

Например, при изучении темы «Комнатные растения», после рассматривания и сравнения листьев и цветов по цвету, форме, величине, характеру поверхности и пространственному расположениюя ввела модель сенсорных признаков для абстрагирования цвета и замещения характера поверхности частей растений (полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета и разной фактуры – гладкая, блестящая, плотная, бугристая, шероховатая, мягкая, ворсистая, колючая и др. (слайд № 4)

Далее, знания по теме «Уход за комнатными растениями» были закреплены с помощью модели трудового процесса (предметные картинки в сочетании с символами, отражающий последовательность выполнения действий по уходу за комнатными растениями, особенности ухода за разными видами растений). (слайд № 5)

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы будет наиболее продуктивным, если они сами будут активными участниками процесса познания. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Это и календари природы разных типов (календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, календарь наблюдений за развитием и ростом растений, календарь наблюдений за птицами). (слайд № 6)

Следует отметить, что многие модели многофункциональны, могут использоваться на разных видах НОД, в совместной и самостоятельной деятельности детей, в играх, для проведения диагностических упражнений. На основе моделей создала разнообразные дидактические игры («Кто где живет?», «Что вредно, что полезно для растений?», «Солнышко и лес», «Что за чем?». (слайд № 7)

Данный материал успешно претворялся мной в практическую работу с детьми. В результате, использование моделей позволяло демонстрировать существенные экологические связи в природе. Положительные результаты усвоения детьми материала доказывают, что данный метод и процесс моделирования являются эффективным способом более легкого перехода от наглядно образного мышления к абстрактному, а значит и более легкому усвоению некоторых сложных и скрытых от понимания детей явлений и связей в природе.

Я предлагаю Вам более подробно познакомиться с использованием метода моделирования при ознакомлении детей с птицами.

Поиграем в игру «Заколдованные птицы».

В набор игры входит: плоскостные изображения птиц-6 штук, круги разных размеров, окрашенные в цвета, соответствующие оперению птиц-6 штук.

Варианты игры:

1. Задание: «Подбери нужный кружок». Перед детьми разложены фигурки птиц и кружки, им соответствующие. Дети определяют, какой кружок соответствует каждой птице, объясняя свое решение (цвет и величина). Чтоб «расколдовать» птиц под каждым символом поместите соответствующую птицу (или наоборот).

2. вариант 2 «Расколдуй птиц». Без использования фигурок птиц : из ряда кружков найти нужную птицу и заменить кружок фигуркой птицы (можно использовать загадки о птицах)

Давайте поиграем. Я прочту загадки о птицах, а вы, то есть «дети», должны найти символ (цветовой круг) данной птицы, назвать ее и заменить круг контуром птицы.

«Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

3. 3 вариант: Игра наоборот - «Заколдуй птиц» (без использования кружков).Дети рассматривают изображения птиц и самостоятельно зарисовывают их в форме кружков.

А сейчас предлагаю сложить птицу из частей ( закрепляем знания о частях тела: голова, туловище, хвост, крылья, ноги).

Для подтверждения и проверки полученных знаний мы использовали с детьми практические действия с моделями : действия с длинными и короткими «ногами» из картона (игра – соревнование «Кто быстрее из птиц дойдет до финиша?»); изготовление веера-хвоста из бумаги. Дети убедились в ходе практических действий с моделями, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем птица или животное быстрее перемещается в пространстве; большая поверхность крыльев и хвоста создается за счет того, что перья могут складываться и раскрываться, как веер.

Знания, полученные во время наблюдения, дополнялись и уточнялись во время чтения художественных текстов, рассматривания иллюстраций, просмотра диафильмов. На основе полученных знаний вместе с детьми составили карточки – схемы с классификационными признаками птиц: среда обитания, время обитания, вид гнезда, способ передвижения и т. д. Это дало возможность на конечном этапе занятия собрать вместе все карточки – схемы, необходимые для составления последовательного рассказа для составления описательных рассказов.

В итоге получился комплект карточек - схем, способствующих формированию обобщенных представлений о птицах и умению составить связный последовательный рассказ. (Слайд)

Предлагаю вам составить описательный рассказ по карточке – схеме о птице и назвать ее.

Наука сегодня еще не дает ответа на вопрос, с каким «даром» пришел человек на землю, в какой области он будет наиболее удачлив. Задача взрослого – внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Использование метода моделирования в ознакомлении с природой детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 августа 2020 в 12:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД