Папки-передвижки

Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности

Albina Sakhautdinova
Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности

Альбина Сахаутдинова

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:"Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменё нного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому я ставлю перед собой задачу" учить сомневаться"т. е. научить детей сомневаться в истинности знаний. Вот поэтому обучение должно быть "проблемным", т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска.

Публикация «Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, принятым 17.10. 2014 года на этапе завершения дошкольного образования: одним из целевых ориентиров является любознательность. Ребёнок постоянно задает вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск постоянно. Это его нормальное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а главное - самовыражаться.

Вот поэтому целью моей работы стало помочь детям познать окружающий мир; сформировать опыт творческой познавательно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

В своей работе решаю образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Работу провожу с детьми каждого возрастного периода, учитывая интересы, области познания, сотрудничаю с родителями при организации наблюдений за объектами живой и неживой природы.

В своей работе использую различные пособия познавательного характера. В основном это энциклопедии, макеты, дидактические игры. Также есть необходимое оборудование для детской лаборатории. Это всё мне помогает в работе.

Хочу остановиться на играх - экспериментированиях. Мои дети, как и все дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира и очень любят экспериментировать. Большую радость и удивление они испытывают от своих маленьких открытий и получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как). Они чувствуют себя учёными - первооткрывателями.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: " Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать. " Чтобы дать знания и наполнить их головы интересным содержанием я провожу опыты : с водой, воздухом, песком, тенью, с магнитом.

Своих воспитанников обучаю самым простым опытам. Но я ищу постоянно что- то новое, увлекательное, необычное, чтобы удивить своих детей. Поэтому провожу ряд увлекательных экспериментов (на экране цветок лотоса). Например: Возьмём подсолнечное масло. У него очень много занимательных свойств. Мы знаем, что оно не растворяется в воде, легче воды. А чтобы дети увидели эти свойства подсолнечного масла, можно сделать море или океан. Итак, берём воду и добавляем пищевой краситель синего цвета, перемешиваем. Берём пустую бутылку, можно бросить немного камней и наливаем нашу цветную воду. Затем добавляем подсолнечное масло и закрываем бутылку крышкой (показываю). Кладём на бок и наблюдаем, как масло собирается на поверхности. Почему же так происходит? Потому, что масло легче воды, поэтому и всплывает. Можно раскачать бутылку, чтобы получилось много волн и включить шум моря. Тогда представьте, что находитесь на берегу моря.

Современное дошкольное образование отличается широким использованием интерактивного оборудования, информационно - коммуникативных технологий. Современные технологии предоставляют ребёнку прекрасное средство для наблюдений - это микроскоп. В нашем детском саду мы работаем с цифровым микроскопом. Давая увеличение до 200 раз, такой микроскоп является очень простым по своей конструкции и безопасным для ребёнка. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера и воссоздаёт трёхмерное изображение наблюдаемого объекта. Помимо увеличения объекта цифровой микроскоп позволяет сделать его фотографию или видео - запись, и сохранить её можно для дальнейшей работы. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им интересно увидеть в увеличенном виде всё. Это и соль, и сахар, и песок, и листья, и даже пёрышки. А самое главное, что ребёнок сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Например: Возьмём птичье перо и застежку-молнию. А как вы думаете, что между ними общего. Вы будете удивляться, как и удивляются дети, что прообразом застёжки, под названием молнии является птичье перо! Я предлагаю вам взять в руки перо. Рассмотрите его. Проведите пальчиком по опахалу вот так (показываю). Чувствуете, что бородки достаточно крепко держаться друг за друга. Оказывается, в устройстве этих бородок таится главный секрет прочности птичьего пера. Бородки имеют крючочки, которые цепляются за другие бородки. А это можно увидеть только в микроскоп, давайте и посмотрим. Вы видите, как бородки прочно сцепляются, соединяются друг с другом, также, как и части застёжки- молнии. Когда то это увидели очень внимательные люди, и они изобрели застёжку-молнию, которой мы пользуемся каждый день. Чтобы застёжка работала исправно, птица тщательно ухаживает за своими перьями, ну и люди стараются бережно пользоваться застёжкой - молнией. Вам интересно? Ну, конечно же, да! Так же и интересно будет и детям! Ведь человек, исследуя разные объекты познаёт природу самой жизни.

Есть очень мудрое китайское изречение:

" То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю".

И благодаря проделанной работе, мои дети могут ответить на вопрос: как я это делаю? почему я это делаю именно так? что хочу узнать? что получится в результате? Они умеют видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное. И я надеюсь, что многие из них на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Но главное, как говорил В. А. Сухомлинский: " Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать всё, что вы знаете - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком окружающий мир. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребёнку ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе .

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Чем мы дышим?» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. 2. Дать детям элементарные представления.

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности детей 5–6 лет «Волшебник магнит» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Широкое» «Магнит – волшебник» Конспект НОД.

Опыт работы «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников» Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников».

Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе» Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений.

Конспект экспериментально-познавательной деятельности «Способы переноса микробов» «Способы переноса микробов» экспериментально-познавательная деятельность по теме «Личная гигиена» Педагог дополнительного образования Краснова.

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» .

Опыт работы объединения по экспериментально-исследовательской деятельности детского садаОпыт работы объединения по экспериментально-исследовательской деятельности детского сада Знакомство с работой объединения «Многознайки» детского сада №37 «Радуга», р. п. Монино Московской области. Руководитель: Пилюкова А. С. С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экспериментально-познавательной деятельности
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 09:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД