Елена Капаций
Материал обобщения передового педагогического опыта «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
«Сенсорное развитие ребёнка - это развитие
его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете,
величине, положении в пространстве,
также запахе, вкусе и т. п.»
Венгер Л. А.
Актуальность опыта
Публикация «Материал обобщения передового педагогического опыта „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволило :
• создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Дидактическая игра помогает детям овладевать новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением, дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.
Отсутствие у детей опыта игр с дидактическим материалом, приведет к неумению играть, познавать окружающий мир, действовать с предметами.
Результатом освоения детьми дидактических игр зависит от умения взрослого организовать игру, поставить задачу, учитывая возрастные и индивидуальны особенности детей, учить не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и попутно знакомить ребенка с сенсорными представлениями.
Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию обладают высоким развивающим потенциалом.
Нестандартные дидактические игры условно длятся на три вида:
1. «Игры по освоению основных сенсорных эталонов».
2. «Игры на развитие мелкой моторики».
3. «Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия».
Таким образом, нами была выдвинута теория, что использование нестандартных дидактических игр способствует формированию сенсорных эталонов и вносит существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей.
НОВИЗНА
Использование авторского игрового дидактического материала, как средства формирования у детей младшего дошкольного возраста сенсорных представлений.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр с нестандартным оборудованием
Изучая опыт работы коллег в данной области я выявила противоречия и затруднения в их педагогической практике, их условно можно подразделить на субъективные и объективные:
К субъективным затруднениям можно отнести:
• воспитатели не учитывают возможности детей;
• воспитатели слишком опекают детей, не дают возможности проявить активность и самостоятельность.
К объективным затруднениям можно отнести:
• недостаточное финансирование;
• Недостаточно методической литературы по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста;
• пресыщения удобствами;
• снижение внимания к сенсорному развитию детей в семьях.
Условия возникновения опыта
• Начала работу со сбора и анализа информации, отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
• Раскрыла основные понятия по данной проблеме.
• Рассмотрела возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
• Определила содержание и методы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
• Подготовила картотеку пальчиковых, дидактических игр с нестандартным оборудованием по сенсорному развитию.
• Выбрала методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры с нестандартным оборудованием.
Цель: повышение эффективности сенсорного развития детей при помощи использования нетрадиционных дидактических игр.
Задачи:
- Изучить теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр;
- собрать и систематизировать картотеки по сенсорному развитию с нестандартным оборудованием ;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр при участии родителей);
- разработать и реализовать детско – родительский проект по сенсорному развитию «Умные игры – своими руками»;
- разработать и провести собрание с родителями на тему «Страна Сенсорика».
Гипотеза исследования: мы считаем, что если использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении теоретических основ сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Практическая значимость исследования заключается в апробировании системы нетрадиционных дидактических игр с нестандартным оборудованием по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Реализация педагогического опыта по сенсорному развитию детей с помощью нетрадиционных дидактических игр была проведена на базе МДОБУ «Детский сад «Ручеек» с. Рыбкино»» в младшей разновозрастной группе «Солнышко».
Ведущая педагогическая идея
Формирование у детей раннего возраста сенсорных представлений путем использования в практике работы системы дидактических игр, оптимизации методики руководства дидактическими играми и выполнения плана оснащения среды.
Методологические основы
Сенсорное развитие является основой общего умственного развития ребенка, при этом оно имеет самостоятельное значение, поскольку необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.
Сенсорное развитие служит базой для осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребенка в целом.
Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих его предметах и явлениях посредством зрения, осязания, слуха и т. п. и лишь на этой основе в дальнейшем возникают более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Известен тот факт, что именно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох.
Неоспоримый вклад в решение проблем сенсорного развития внесли разработки Ф. Н. Блехера и Б. И. Хачапуридзе. Основным методом сенсорного развития, по мнению Б. И. Хачапуридзе, является коллективная и дидактическая игра, контролируемая и направляемая педагогом. Для Б. И. Хачапуридзе задача сенсорного развития заключается в том, чтобы сформировать у ребенка совершенное дифференцированное восприятие и научить его активно управлять своими способностями при операциях над чувственными свойствами предметов. Хотелось бы отметить, что и на данный момент актуальность этой задачи не снижается, а возрастает в связи с увеличивающимся потоком информаций, а также знаний об окружающем мире, которые должен усвоить ребенок. Значение сенсорного развития детей для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания.
Для успешного решения поставленных задач в начале года я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме:
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
В книгу включены игры для развития мелкой моторики рук (занятия с пластилином, бумагой, крупой). Каждый раздел открывают краткие рекомендации для взрослых. Описания игр представлены в стихотворной форме, сопровождаются рисунками.
Борисенко М. Г., Лунина «Наши пальчики играют.» - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание.
Крупeнчук O.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. - М. : Литера, 2008. - 218 с.
В книге дано большое количество пальчиковых игр, каждая из которых проиллюстрирована рисунком и показана последовательность выполнения движений.
Плутaeвa E. Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лeт // Дошкольное вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
Статьи из журнала "Дошкольное воспитание", №3, 4, 6, 2005, где
предложено вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики : 35 занятий, каждое объединено единой лексической темой: "Семья", "Насекомые", "Зима", "Мамин праздник" и т. д. В каждой теме предлагаются пальчиковые упражнения, составление узора из палочек, рисование по крупе пальцами, рисование карандашом и пр.
На основе данной литературы разработала перспективные планы дидактических, пальчиковых игр для работы с детьми по сенсорному развитию мелкой моторики по лексическим темам и систематизировала игры.
Этапы работы
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Создание дидактических игр с нестандарным оборудованием на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотек дидактических игр с нестандартным материалом, пальчиковой гимнастики с нетрадиционным материалом для младшей и средней группы, су – джок гимнастики. (Приложение 1,2,3,4)
5 этап – разработка и проведение собрания и консультаций для родителей и педагогов, оформление проекта «Умные игры своими руками».
(Приложение 5,6)
Таким образом, работа осуществлялась в трех направлениях:
работа с детьми,
работа с родителями,
работа с воспитателями.
Создавая в группе необходимую развивающую среду учитывая возрастные особенности детей, получая поддержку и помощь родителей, я старалась добиваться поставленной цели.
Большинство игр и пособий я сделала своими руками. Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.
Для решения поставленных задач в группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; шнуровки различные, дидактические игры и пособия, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Работу с детьми проводила в утренние часы приёма, учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Использовала яркие пособия, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. В совместной и индивидуальной работе большое внимание уделяла пальчиковой гимнастике, в ходе которой осуществляется тренировка пальцев. Упражнения сопровождала чтением стихов,потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения. С большим интересом дети выполняют упражнения с прищепками. Использование художественного слова и ярких трафаретов необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе я также использовала пластилин, на основу которого дети составляли узоры из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Работа с бумагой также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Эта работа увлекает детей, способствует развитию мелкой моторики детских рук. Дети с удовольствием прятали зайчика от волка под мелкими кусочками бумаги или делали крону для деревьев.
Особое внимание в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае были не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса : принимали участие на праздниках и соревнованиях, где играли роли, участвовали в играх и состязаниях, участвовали в совместных проектах.
В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. В связи с этим были организованы консультации для родителей по данному вопросу: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей"
Был разработан и реализован детско – родительский проект «Умные игры своими руками». (Приложение 5)
Результативность опыта
В результате проделанной работы прослеживалась положительная динамика.
• Дети проявляли интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
• С удовольствием включались в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
• Целенаправленно наблюдали за объектами организованного восприятия.
• Умело выполняли сенсорный анализ.
• Стремились передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Формирование и развитие сенсорных способностей детей раннего возраста дало положительный результат. Игры - занятия, которые я проводила, помогли значительно повысить сенсорный уровень развития детей раннего возраста.
Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Были проведены занятия «Мастер-класс» по изготовлению дидактических игр, в которых родители принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию, проведены консультации.
Вся проделанная работа значительно повысила интерес к развитию у детей восприятия. Таким образом, в ходе сенсорного развития детей, была организована систематическая работа совместно с родителями.
Анализ результативности. Опыт педагогической работы обобщен и показывает, что дети раннего возраста из группы «Непоседы» осваивают комплекс сенсорных знаний без особых усилий.
По итогам 2018-2019 учебного года анализ данных показал, что уровень развития сенсорных эталонов у детей превышает 50%. Дети приобрели достаточно хорошее цветовосприятие, они могут легко выбирать и называть основные цвета. Знание формы также показало показатели выше среднего, которые свидетельствуют о положительном состоянии развития детей раннего возраста по данному критерию. Детям было немного сложно сравнивать размеры предметов.
Положительный результат работы в группе свидетельствует об эффективности внедренной системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Также следует выделить и некоторые трудности, с которыми я столкнулась при реализации опыта.
Решение этой педагогической проблемы требует определенных навыков и опыта :
необходимо учитывать возраст детей, часто не все дети в первой младшей группе могут говорить и правильно произносить слова;
для реализации индивидуального подхода требуется значительно количество времени, а также опыт и терпение воспитателя;
требуется постоянное совершенствование педагогических навыков воспитателя;
также значительные усилия требуются для привлечения семей воспитанников.
Перспективы развития опыта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Так же следует отметить, что нестандартная дидактическая игра – это новая, не надоедливая развивающая игра.
Данная работа включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на нестандартном материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к играм. Анализ результатов работы показал, что наиболее интенсивное воспитание всех психических функций происходит в игровой деятельности, включая сенсорное воспитание. Это означает, что в педагогический процесс необходимо внедрять нестандартные дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основной задачей которого является ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов, чтобы обеспечить сбор представлений о цвете, форме и размере предметов.
Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.
«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботиночках».
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений; педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 2006. - 224 с.
2. Богуславская Е. О., Смирнова Н. П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 2006. - 158 с.
3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.
4. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2003. - 144 с.
5. Дидактические материалы Е. И. Тихеевой и Е. Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О. А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с. 106.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2004. - 46 с.
7. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 2005. - 98 с.
8. Курашова Р. А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345 с.
9. Лыкова И. А., Гаранина Н. К. Художественно-дидактические игры с цветом. - Ж-л "Управление ДОУ", 2010г. ,№5 - с. 108.
10. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - М. : ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
11. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с. 58
12. Павлова Л. Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.
13. Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. - 48 с.
14. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2007. - 335 с.
15. Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. - М. : Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.