МААМ-картинки

Ментальные карты в развитии речи дошкольников

Личманова Татьяна
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методика запоминания: ментальные карты.

Цель: способствовать развитию речи дошкольников, улучшить качество восприятия информации детьми дошкольного возраста.

Новый подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы.

Публикация «Ментальные карты в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Одна из таких проблем – это неправильный метод запоминания – мы часто даем материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление, забывая про картинки, символы и цвета. Подача информации на занятии происходит у всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию (вижу – запоминаю, кому-то лучше для восприятия достаточно услышать информацию, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т. п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации. Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более 100 книг.

Это методика составления ментальных карт ( еще у них есть много названий: карты ума, интеллект – карты, карты разума, карты памяти). Так что же это такое? Ментальные карты – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать, тем самым, позволяя использовать в полной мере весь потенциал.

Цель ментальной карты способствовать развитию речи дошкольников, улучшить качество восприятия информации детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• формировать понятийное мышление;

• закреплять обобщающие понятия, лежащие в основе всех знаний;

развивать систематизацию знаний с помощью схем;

• способствовать восприятию информации, ее запоминанию и быстрому воспроизведению ее в дальнейшем.

Ментальные карты – это очень интересный инструмент для восприятия практически любой информации, они подходят как для детей, так и для взрослых. Метод ментальных карт основывается на наглядно – образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Направления использования ментальных карт

Изучая методику использования ментальных карт, выделила три цели с вытекающими из них выполняемыми задачами.

Цель первого направления использования ментальных карт – это сбор материала о предмете, объекте или явлении.

Выполняемые задачи: создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы; при составлении ментальной карты пополнить активный и пассивный словарь, развивать мыслительные процессы (работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).

Цель второго направления использования ментальных карт – это закрепление и обобщение материала.

Выполняемые задачи: создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме; выполняя задания, развивать у детей умение выделять главную мысль, припоминать изученное, активизировать словарь, развивать умение составлять распространенные предложения.

Цель третьего направления использования ментальных карт - это развитие связной речи детей.

Выполняемые задачи: учить самостоятельно и последовательно излагать свои мысли.

Существуют общие правила создания ментальных карт.

Как нарисовать ментальную карту?

• Возьмите лист бумаги и напишите (нарисуйте) в центре одним словом (рисунком) главную тему, которой посвящена карта.

• Заключите ее в замкнутый контур.

• От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова или картинки, которые с ней связаны.

Знакомить детей с методом создания ментальных карт лучше начиная с простых понятий, известных ребенку.

Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с ребенком, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов и наклеены на простой лист размером А 4 (расположение листа - горизонтальное! - это рекомендация и правило создания ментальных карт).

Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, картинками, пока тема не будет исчерпана.

Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы.

На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.

При создании ментальной карты экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки.

Это хороший способ обучения понятийному мышлению: закрепление обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.

Несколько рекомендаций по работе с ментальными картами

Нужно помнить о том, что у каждого ребенка свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме.

Результативность применения ментальных карт достигается :

• наглядностью;

• творчеством;

• привлекательностью;

• запоминаемостью;

• возможностью пересмотра или добавления материала.

Использование ментальной карты с детьми позволяет создать ясный, понятный исход образовательной деятельности. Ассоциативное мышление позволяет открыть новые стороны личности воспитанников или новые проблемы, которые раньше были не видны, определить новые пути и способы решения различных вопросов.

Преимущество ментальных карт в охвате большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала.

Использование ментальной карты на ООД даё т преимущества:

Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику.

Развиваем : мышление, память, воображение, речь.

Задействуем: весь потенциал, творчество,

Запоминаем: сразу, много, качественно.

Таким образом, с помощью ментальной карты дети лучше воспринимают информацию, лучше ее запоминают и быстрее воспроизводят в дальнейшем.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Автор публикации:
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2022 в 13:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ментальные карты в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Личманова Татьяна (УИ 3055881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД