Папки-передвижки

Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи (12 фото)

Эвелина Щелкунова
Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы

Эвелина Щелкунова

Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи

Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления.

Публикация «Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи» размещена в разделах

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

Таким образом, пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

“Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

Работа по развитию навыка пересказа по моделям предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

Детям дошкольного возраста очень близок такой жанр, как сказка.

Поэтому рассмотрим метод наглядного моделирования на примере украинской народной сказки «Колосок».

Работа по моделированию сказки включает в себя 3 основных направления (этапа) работы.

Подготовительный.

Знакомство со сказкой. Правило: Не приступать к моделированию без анализа произведения.

а) Прослушивание выразительного чтения произведения, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

- Как называется сказка?

- Кто жил-поживал в сказке "Колосок"?

- Чем целый день занимались мышата?

- Что делал петушок?

- Кто нашел колосок?

- Почему петушок пошел молотить колосок? И т. д.

Выделение в произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при пересказе – обмолотить, намолоть, лапта, чехарда.

б) описание героев и их, их поведения. Мышата – весёлые, беззаботные. Петушок – старательный, трудолюбивый.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию сказки; выразительное чтение с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Основной этап.

На данном этапе идет формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях. Под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет и дает возможность ребенку самому проявить инициативу.

Сказка «Колосок» состоит из четырех частей, в каждой из которых происходит какое-либо событие. Рассмотрим в качестве примера первую часть. Как и большинство сказок, она начинается со слов «жили-были…». Далее мы приступили к выбору моделей для обозначения главных героев. Так как мышат было двое, дети предложили использовать цифру два и обозначить их треугольниками серого цвета.

Когда мы с детьми обговаривали, как обозначим петушка, отметили, что он герой положительный и договорились, что обозначим его треугольником светлого, теплого оттенка. Дети выбрали желтый цвет и решили, что у петушка будет над треугольником круг и на нем будут обозначен гребешок красного цвета.

Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи

Таким образом, модель петушка стала выделяться и по цвету, и по размеру.

Когда начали обсуждать, как отобразить в моделях то, как проводили время мышата, детям было предложено придумать предметы, которые бы обозначали каждое действие. Дети предлагали множество разных вариантов, в результате были выбраны следующие предметы – скрипичный ключ (пели, два башмачка, имитирующие танцевальные движения (танцевали, кровать (спали, игрушка пирамидка (играли).

Фото №1 Э велина Щелкунова Метод наглядного моделирования как средство

Показать то, что петушок рано вставал, было решено с помощью полукруга и выглядывающего из-за него половинки солнца. Для того, чтобы обозначить работу, за которую принимался петушок, использовали круг и букву «Р» в нем.

Фото №2 Развитие ребенка

Действие, когда петушок подметал двор, нашел колосок обозначили фигуркой петушка и изображением метелки и колоска рядом с ним.

Фото №3 Материалы для педагогов развития монологической речи Одним из основных типов монологической речи связанных с читаемыми детьми текстами является их пересказ

Слово «обмолотить» было детям понятно, это значит отделить зерна пшеницы от колоса, и оно было обозначено кругом, в котором находились маленькие овалы того же цвета, что и колосок.

Фото №4 Пересказ это связное последовательное изложение художественного текста передача содержания с использованием готовых данных автором речевых форм

«Вопросительный знак» обозначал, что кто-то из героев задает вопрос. Нежелание мышат помогать петушку мы обозначили двумя красными полосками, как бы перечеркивающими изображение каждого мышонка. Согласие петушка выполнять работу обозначили знаком «+».

Фото №5 Деятельность пересказа это особая творческая деятельность в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления Фото №6 Публикация Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи размещена в разделах Развитие ребенка

На подготовительном этапе я рассказывала правила игры «лапта», поэтому дети знали, что для этой игры потребуется мяч и бита. Маленький кружочек и изображение биты стали обозначением этой игры.

Фото №7 Материалы для педагогов Развитие речи

Затем я спросила у детей, как можно обозначить, что какие-либо действия принадлежат определенному герою. Кто- то из детей предложил помещать модель героя и модель обозначаемого им действия в один кружок, кто-то сказал, что это можно сделать с помощью стрелки от модели героя к модели действия. Выбрали стрелку.

Таким образом, были выбраны условные заместители для обозначения персонажей сказки модели и их действий.

Итоговый этап.

1) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.

2) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Под руководством взрослого дети выбирают нужные элементы и последовательно располагают их в единую модельную цепь. Делаем рамочки для каждого эпизода сказки. Спрашиваем детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой и т. д. Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет. Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. При пересказе нужно выделить главные части и уметь их связывать и последовательно их пересказывать. Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании последовательно излагать основные действия и события Существует очень эффективный способ пишет доктор психологических наук Л Венгер позволяющий выявлять содержание и последовательность действий определенные отношения между персонажами литературного произведения Это моделирование

Таким образом, были выбраны условные заместители для обозначения персонажей сказки модели и их действий.

Итоговый этап.

1) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.

2) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Под руководством взрослого дети выбирают нужные элементы и последовательно располагают их в единую модельную цепь. Делаем рамочки для каждого эпизода сказки. Спрашиваем детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой и т. д. Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет. Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. При пересказе нужно выделить главные части и уметь их связывать и последовательно их пересказывать. Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки.

Публикации по теме:

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе «Расскажем сказку» Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе «Расскажем сказку».

Конспект ОД по развитию речи с использованием наглядного моделирования в младшей группе «Волк и семеро козлят» .

Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы)Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы) Тема: Пересказывание эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела". Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста Елена Грицких Из опыта работы «Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста» Современная.

Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.

Программа развития как средство инновационного моделирования Одним из важных направлений модернизации системы образования в нашей стране является включение образовательных организаций в инновационную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи
Опубликовано: 11 марта 2019 в 21:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Щелкунова (УИ 293178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД