МААМ-картинки

Метод песочной сказкотерапии в работе педагога-психолога

Анастасия Комарова
Метод песочной сказкотерапии в работе педагога-психолога

Недаром дети любят сказку,

ведь сказка тем и хороша,

что в ней счастливую развязку

уже предчувствует душа.

В. Берестов

В этих строках скрыт один из ключевых моментов воспитания детей. В дошкольном возрасте чувства играют большую роль в жизни ребенка, помогая познавать окружающий мир.

Публикация «Метод песочной сказкотерапии в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Придя на работу в дошкольное учреждение, я столкнулась с выбором инструмента работы с детьми и взрослыми. Наблюдая за развитием детей, собирая информацию от их родителей, я увидела большое количество недопонимания. Взрослые так загружены работой и разного рода суетой, что у них не остается времени и сил на то, чтобы разобраться в переживаниях ребенка. Родителям проще включить мультики, дать ребенку планшет, чтобы он не мешал им своими вопросами. Если родители постоянно заняты, реальное общение часто заменяется виртуальным, то как ребенку научиться общаться? Как научиться выражать свои чувства? Так у меня возникло много вопросов на которые нужно было найти ответы.

Необходим был инструмент понятный и детям и взрослым. Делая вы-бор, я вспоминаю свое детство. Что мне было интересно, какие эмоции у меня это вызывало. Так попав на один из мастер-классов, я узнала о методе сказочной песочной терапии. Что же это такое?

Почему дети так любят играть с песком и взрослые не упускают воз-можности построить песчаный замок на берегу моря?

Песок завораживает, он таинственен и непостоянен. Принимая любые формы, он может ускользать из нашей ладони, рассыпаться, а может быть влажным, пластичным и податливым материалом для реализации образов, подсказанных воображением.

Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, стол, на котором можно рисовать песком, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в него. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даже взрослых. Чувства и установки, которые, возможно, боится выразить открыто, ребёнок, ничего не опасаясь, проецирует на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Песочная терапия позволяет выявить и отработать актуальные проблемы, негативные паттерны поведения, с использованием обращения к символическому миру.

Песок является природным материалом, с детства знакомый каждому.

Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Долгое время метод песочной терапии существовал в юнгианской парадигме, благодаря основательнице Доре Калфф. Основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов, как разрушительных, так и созидательных.

Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет, наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Песочница дает возможность действовать в рамках различных направлений и школ в психологии, а так же несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Повышается мотивация к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

А что такое же сказкотерапия?

По словам Гнездилова А. В. сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Ведущий специалист в этой области Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: "Основное отличие сказкотерапии от других методов заключается в том, что психологическое воздействие происходит на ценностном уровне. Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ. Поэтому первый принцип сказкотерапии - донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях. Второй принцип - принцип накопления, восстановления, познания Жизненной Силы. Третий принцип многогранности, изменение отношения человека к ситуации происходит за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней. Четвертый принцип - связь между реальностями, баланс между реальностью социальной и психической. " [5]

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специа-лист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [7].

Ребенок и Сказка всегда вместе. Сказка позволяет ему свободно меч-тать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира. Мир взрослых предсказуем, систематизирован и определен, а мир детей, наоборот, не имеет четких границ. Благодаря сказке ребенок познает мир и развивается как личность. Причем всю информацию ребенок получает недирективным путем, без сложных нравоучений. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, тревожности и страхов, застенчивости и др.

Конечно, сказкотерапия это метод и воспитания, развития критического мышления и эмоционального интеллекта. Метод, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом. Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать. Его часто применяют и воспитатели и родители.

Она работает на собственной концепции архетипов и архетипических сюжетов. Архетип – это древняя матрица, первичный закон, базовый смысл. Благодаря этой системе можно распознать глубинный механизм трудной жизненной ситуации и показать его человеку под увеличительным стеклом доброй сказки. В этой же истории шифруется и способ разрешения трудности. Благодаря знанию архетипов, сказкотерапевту нетрудно подобрать точную историю для клиента. Создать каркас сказки, которую человек может написать и сам. [5]

Тем самым, этот метод подходит и для работы со взрослыми, которым порой трудно увидеть собственные трудности и проблемы. Но если попросить человека написать сказку, скорее всего он весьма удивится. Преодолеть страх чистого листа не так просто. Но когда человек смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Поэтому мой выбор пал на метод песочной сказкотерапии.

Мне, как начинающему специалисту, песочница помогает в установлении контакта. Так я могу предложить построить сказочную страну. В песочнице разворачивается индивидуальный мир человека, будь то взрослый или ребенок. Автор картины может с легкостью описать ее сюжет. Ребенок легко идентифицирует себя с персонажем и стирается грань между сказкой и реальностью.

Я использую игру в песочнице как для сбора информации, так и для проработки определенных внутренних процессов. В начале я знакомлю человека с песочницей, показываю ее возможности, знакомлю с коллекцией фигур. Выбор дальнейших действий зависит от проблематики клиента. Возможно спонтанное создание картины, либо действие разворачивается на фоне прочитанной сказки (предлагаю в работе с детьми для поиска новых решений, " а как могло быть если. ?"). При создании первой песочной картины не происходит вмешательства со стороны психолога. Происходит таинство взаимодействия с песком, если человек готов рассказать о своем творении, то задаются вопросы относительно ключевых характеристик песочницы. Важно понять общее настроение картины мира. Если это ресурсное состояние, то оно может оставаться без изменений. Когда картина имеет конфликтный потенциал, предлагаю изменить ее. Способствовать этому помогают истории, поддерживающие клиента и провоцирующие на изменения.

При работе с клиентом в песочнице я не выступаю от своего лица, а так же выбираю помощника, "проводника" в волшебном мире, который узнает о происходящем. Так поддерживается волшебство и сказочность происходящего. Провокационные вопросы стимулируют к изменению картины, если это необходимо. Игра продолжается пока внутреннее самоощущение и мир в песочнице не придут к стабильному состоянию. Важно понять мысли и чувства, связанные с рассмотрением окончательного варианта картины. "Что дал вам опыт путешествия?". В завершении необходимо уточнить, что хочет забрать из мира волшебного в свой реальный. Символично смотав его в клубочек и забрав к себе в сердце (так сказать соматизировав).С этим справляются и дети старшего дошкольного возраста без нарушений интеллекта и взрослые.

Работа с песочницей дает возможности и для групповой работы. Это дает возможность наблюдения за особенностями коммуникации участников, а так же проживания некоторого психологического опыта. Устанавливаются правила поведения в песочной стране, придумывается или предлагается ритуал входа и выхода. Возможно проработка проблем коммуникации, стеснительности, работа с границами. Способность жить и творить совместно с остальными, навыки бесконфликтного существования в обществе.

Песочная сказкотерапия дает мне возможности работы со всеми кате-гориями клиентов (дети, родители, педагоги). Обращая внимание на индивидуальные личные особенности, внутренний мир человека.

Решить большое количество задач:

1. Проведение психодиагностики.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

13. Снятие напряжения

"Проживая сказку", дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.

Путешествие по сказкам помогает справиться со своими переживаниями, пробуждает его фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и дает простор творческой стороне души.

Список литературы:

1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб. : Речь, 2015. – 256 с.

3. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. - М. : Форум, 2014. – 192 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

7. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. – 144 с.

8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь раз-мышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб. : Речь. 2012. - 220 с.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод песочной сказкотерапии в работе педагога-психолога
Опубликовано: 12 февраля 2021 в 21:44
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД