Лучший педагог года

Метод проектов — один из способов реализации ФГОС

Надежда Шакирова
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки в своей повседневной работе, я формирую все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т. д.) и личностных результатов у каждого ребёнка, т. к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений, деятельности каждого позволяет охватить всех детей в группе – нет таких, кто просто отсиживается.

Публикация «Метод проектов — один из способов реализации ФГОС» размещена в разделах

Хочу представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект в средней группе №2 «Капелька» «Развитие познавательного интереса

через опытно-экспериментальную деятельность».

Содержание

1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.

2. Участники проекта.

3. Цель и задачи проекта.

4. Предполагаемые результаты.

5. Сроки реализации проекта.

6. Материал и оборудование.

7. Список использованной литературы.

8. Этапы реализации проекта :

- подготовительный,

- основной;

-заключительный.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность проекта :

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит :

Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели, познавательный, творческий, групповой.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации : 31 октября-11 ноября 2016 года

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.

Список литературы:

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

Подбор методической литературы.

Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

Основной (практический)

Реализация запланированных мероприятий

Итоговый

Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

• специально-организованное обучение;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. НОД;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности

Познавательная деятельность

Дидактические игры:

«Наведем порядок» Ц: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.

«Что сначала, а что потом? Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий

«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.

НОД:

«Металл, его качества и свойства» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

«Почему все звучит и откуда берется голос?» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Наблюдения:

«Мухоморик – мухомор - мухоморище» Ц: рассмотреть стадии роста гриба.

«Волшебная тучка» Ц: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Поисково-познавательная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей» Ц: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)

Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Ц: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы

Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал» Ц: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Цветные льдинки» Ц: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.

«Напои цветок» Ц: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.

«Разноцветный мир» Ц: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.

«Тонет – не тонет» Ц: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.

«Поющий аквариум» Ц: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.

«Воздушный шарик» Ц: формировать представления о том, что воздух имеет вес.

Сенсорное развитие:

Игра «Волшебный сундучок» Ц: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» Ц: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki

Игра «Что внутри, а что снаружи?» Ц: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»

Игра «Чудесный мешочек» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов (плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик (Картотека)

Игра «Найди на ощупь» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)

Игра «Помоги Маше» Ц: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.

Беседы по КТП:

«Как растения выживают» Ц:дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю. А. Вакуленко, с. 76)

«Игрушки из ниток» Ц: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала

Беседа «Как спрятаться бабочкам» Ц: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Индивидуальная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Игра-беседа «Почему колеса не могут быть деревянные? Почему колеса не могут быть квадратные?» Ц: Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом.

Игра-беседа «Воздушный транспорт» Ц: ф/у называть составные части самолета и вертолета, описывать и сравнивать воздушный транспорт; развивать мелкую моторику. (З. А. Ефанова Познание предметного мира. С. 113)

Индивидуальная работа по ФЭМП

Развивающая игра с палочками Кюизинера «Зайка» Ц: з/у сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. (В. П. Новикова с. 23)

И/у «Засели фигуру в домик» Ц: закреплять умение называть и группировать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме.

Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы

Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе» Ц: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Загадки-складки «Обитатели вод» Ц: продолжать знакомить детей с обитателями вод (Ю. А. Вакуленко, с. 89)

Индивидуальная работа по ПИД

И/у «Угадай-ка» Ц: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. (О. В. Дыбина Неизведанное рядом с. 39)

«Мы-фокусники» Ц: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию

Д/и «Запомни порядок пуговиц» Ц: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание

Игра «Полотенца». Ц: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)

Художественно-эстетическая деятельность

НОД:

Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»Комарова Т. С. Занятие 11. Ц: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме» Комарова Т. С. Занятие 30.

Ц: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.

Подгрупповая работа по изобразительной деятельности

«Подводный мир» Ц: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук

Конструктивно-модельная деятельность

«Преврати фигуру» (из геом. фигур) Л. В. Куцакова с. 29 Ц: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.

«Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня). Ц: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)

Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…» Ц: развивать слуховое внимание.

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова, помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.

Чтение Сказка А. Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т. п.

Словесная игра «Кто что умеет делать?» Ц: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.

Чтение Микрорассказ «Кукла» Ц: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя. А. В. Аджи с. 86

Чтение Рассказ В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Ц: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.

Беседа «Русская свистулька» Ц: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.)

Чтение В. Зотов «Белки» Ц: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?

Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов» Ц: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Прикреплённые файлы:

proekt-lyuboznaiki_hncg9.pptx | 11801,86 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» И. И. Литвинова старший воспитатель МКДОУ Быковский детский сад.

Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска Тема: «Метод проектов.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУМетод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст - важнейший этап.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников. Сегодня я хочу Вам рассказать о методе проектов, который можно использовать с.

Опыт работы «Проектный метод в рамках реализации ФГОС в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Смагинский детский сад» Доклад «Проектный метод в рамках реализации.

Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании) Метод проектов в дошкольном образовании Автор: Фамилия, И. О___Попова Галина Егоровна___ Должность.

Консультация для родителей «Заучивание стихов, потешек, песенок — один из способов развития памяти» Заучивание стихов, потешек, песенок – один из чудесных способов развития памяти. Хорошая память – полезный навык, который принесет в будущем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 14:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД