Лучший педагог года

Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Архипова
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: сформировать представление детей о жизни животных (птиц, рыб, зверей) и их приспособления к среде обитания характерного для того или иного класса животных.

Работа проходила в 3 этапа:

1. Знакомство с рыбами;

2. Знакомство с птицами;

3. Знакомство с зверями;

Публикация «Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Последовательность этапов была обусловлена результатами эксперимента показывающими, что приспособление рыб к среде обитания детям давалось легче чем у птиц или зверей т. к. эти приспособления ярко выражены и наглядно – представлены.

Для реализации поставленной цели, был разработан и частично апробирован педагогический проект.

При работе с детьми, действовала по следующей схеме. Были выбраны три области по которым будут проводиться различные занятия с детьми: рыбы птицы, звери.

Непосредственная работа с дошкольниками осуществлялась в групповой и индивидуальной форме. Занятия проходили в группе и на улице. На первых занятиях, проводились дидактические игры.

В группу была внесена модель сред обитания животных, которая помогла детям лучше понять особенности жизни животных соответствующей сред обитания.

Также с детьми в ходе совместной деятельности было организовано несколько НОД на темы «рыбы», «птицы», «звери», где были показаны иллюстрации, прочитано стихотворение, рассказана информация. Дети были активны и старались по максимуму выполнять все задания и просьбы.

Этапы были разделены на недели. Первая неделя была посвящена рыбам.

Тема: «рыбы и их среда обитания».

Цель: учить видеть проявления общей зависимости внешнего строения рыб, их образа жизни от среды обитания : рыбы в воде плавают – это их способ передвижения, плавают с помощью плавников и хвоста; плавники находятся на спине, брюшке и хвосте (самый сильный).

Краткий ход НОД: детям давалась информация о том, что главную роль при движении рыбы играет хвостовой плавник, другими рыба гребёт как вёслами; тело рыбы сжато с боков, вытянутое или круглое, обтекаемой (рыбовидной) формы, что помогает им плавать в воде; тело покрыто чешуёй, чешуйки накладываются одна на другую, что препятствует проникновению воды, чешуя гладкая и скользкая, что облегчает движение в воде. Всё это вместе взятое помогает рыбе плавать в воде.

Тема № 2: «как питаются рыбы».

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости способа питания от устройства ротового аппарата.

Краткий ход НОД: детям давалась информацию о том, что питаются рыбы тем, что есть в воде – маленькими рачками (дафниями, циклопами, личинками комаров, червями, др. рыбами, растениями. Рот у рыбы образован челюстями, во рту зубы, ими она схватывает пищу. Рыбы питаются мелкими животными и растениями, мирные (карась, линь, плотва и большинство мелких рыбок). Они ищут и ловят корм в воде. Рыбы, которые поедают других рыб, называются хищными. У них сильные, острые зубы, они стремительно догоняют или подкарауливают свою добычу и схватывают её пастью с зубами (щука, окунь, налим, акула и др.).

Тема № 3: «Где зимуют рыбы?».

Цель: Учить детей понимать состояние рыб в разных сезонах.

Краткий ход НОД: детям давались знания о том, что активность и жизнь рыб зависит от того, холодно им или тепло в воде (от температуры воды). В тёплой воде весной и летом рыбы деятельны, ищут пищу. С осенним похолоданием вода в водоёмах становится холодной, меньше становится пищи (жучки, рачки, личинки умирают или прячутся на дне, растения увядают, поэтому и рыбы снижают активность. Большинство рыб собираются на дне водоёмов или зарываются в ил, где и находятся до весны. Весной откладывают в воду много икры, из которой появляются мальки, умеющие сразу плавать и находить корм.

Далее была неделя, посвящённая птицам.

Тема № 1: «птицы».

Цель: учить детей видеть проявления приспособленности птиц к наземно-воздушным условиям жизни.

Краткий ход НОД: давались знания о птицах как животных, живущих на земле и в воздухе. Живут они везде: в лесу, в степи, в горах, около воды и на воде, и в других местах.

Так же детям давалась информация того, что дышат птицы окружающим их воздухом при помощи лёгких.

Тело птиц покрыто перьями, которые защищают от холода и жары.

Учили детей видеть основной способ передвижения большинства птиц по воздуху – полёт. Летают они с помощью крыльев. Передвижение по воздуху связано с постоянными поисками пищи. Лёгкое тело обтекаемой (вытянутой) формы, перья также помогают при полёте.

Дали информацию и о втором способ передвижения птиц по земле – ходят, прыгают, бегают с помощью ног (двух) разной длины у разных птиц. Способ их передвижения по земле зависит от устройства ног: с крепкими длинными ногами птицы ходят, бегают, с короткими – подпрыгивают с помощью цепких пальцев с когтями птицы передвигаются по деревьям и удерживаются на ветвях.

Тема № 2: «как питаются птицы».

Цель: учить детей пониманию способа питания и устройства ротового аппарата птиц.

Краткий ход НОД: давали знания о том, что рот у птиц представлен клювом, им они берут пищу. «Питаются птицы по-разному. У насекомоядных птиц клюв ещё острый, может широко открываться, им удобно доставать и ловить насекомых. У зерноядных птиц клюв короткий, крепкий, тупой.

Тема № 3: «Птицы и сезонные изменения».

Цель: Формировать знания об изменении образа жизни птиц в зависимости от сезонных условий среды обитания.

Краткий ход НОД: особый период в их жизни – зима. В это время жизнь птиц складывается по-разному.

Зимой становится холодно, сплошной снежный ковёр покрывает землю, сокращается световой день, нет обилия корма, так как исчезает большинство насекомых, с растений осыпаются семена, ягоды и т. д. Поэтому на зиму многие птицы покидают родные места, те которые насекомоядные и водоплавающие, улетают в тёплые края, где тепло и много пищи (ласточки, жаворонки, журавли, скворцы, грачи и др.). Весной они возвращаются. Однако многие птицы остаются зимовать у нас. Они находят себе пищу и зимой – почки, семена и поды растений, личинки, куколки насекомые. Часть птиц кормится около жилья человека (ворона, сорока, подкармливаются снегири, синицы и др.

Третью неделю мы посветили зверям через разные приемы формировали знания о наземных зверях как животных, живущих на земле.

Тема № 1: «звери».

Цель: подвести детей к пониманию того, что дышат они, как и птицы, окружающим их воздухом с помощью лёгких, тело зверей покрыто шерстью, которая защищает их от холода и жары, помогает сохранить тепло.

Краткий ход НОД: звери по земле ходят, бегают, прыгают, лазают по деревьям с помощью четырёх ног, наличие которых позволяет животным передвигаться по земле. Ноги у зверей разные по длине. У одних короткие, у других длинные, у третьих – передние и задние ноги разной длины. Животные с одинаковыми ногами ходят, бегают (лиса, волк, кошка, с разными по длине ногами – прыгают (заяц, белка, кролик).

Тема № 2: «как питаются звери».

Цель: дать знания детям о том, что питаются звери по-разному.

Краткий ход НОД: одни поедают других животных, едят мясо (волк, лиса, собака). Это хищные звери. Другие питаются растениями и их частями. Это травоядные звери (заяц, белка, корова). По-разному звери добывают пищу. Например, хищники выслеживают добычу, гоняются за животным, загоняют, схватывают добычу пастью с сильными, острыми клыками и разрывают её. Травоядные звери находят и собирают растения. Их части (траву, ветки, листья, плоды, семена, откусывают, грызут пищу острыми передними резцами и перетирают пищу плоскими коренными зубами. Хищники догоняют свою добычу, быстрый бег им необходим. Травоядным нужно умение быстро прыгнуть в сторону, быть незаметным, уметь спрятаться или убежать.

Тема 3 «Зима и животные».

Цель: дать знания детям о сезонных изменениях зверей в жизни и поведении.

Краткий ход НОД: летом для всех животных много разной пищи. Зимой же, когда холодно и земля покрыта снегом, пищи становится значительно меньше, поэтому звери по-разному проводят зиму, по-разному переносят это неблагоприятное для них время года. Все звери к зиме линяют, меняют летний шерстный поров на зимний, более густой, длинный. Это уменьшает потерю тепла их телом и облегчает поддержание постоянной температуры тела зимой. У многих из них меняется и окраска их шерсти на светлую или более белую, меняя заметную зимой (заяц-беляк, белка и др.). Это помогает зверям спрятаться от хищников. Тёплый зимний мех защищает зверей от холода, но это позволяет многим из них сохранять активность в течение зимы. Свободно живут зимой те звери, которые могут прокормиться в это время (волк, лиса, заяц и др.) или питаются заранее запасённым на зиму кормом (белка). Звери, которым корма зимой недостаточно, впадают в спячку (медведь, барсук, ёж и др.).

На основании данного содержания знаний подвели детей к понятию «млекопитающие, или звери». Это животные, тело которых покрыто шерстью, рождают живых детёнышей и вскармливают их своим молоком.

После формирования у детей общих понятий уточнили понятия «домашние» и «дикие звери». Домашние живут в хозяйстве человека, он строит для них жилища (коровники, телятник, крольчатник и др., ухаживает за ними (кормит, поит, содержит в чистоте, оберегает). Люди создают им необходимые условия для жизни в зависимости от их потребности. Без заботы человека домашние животные погибнут. Чем лучше человек ухаживает за ними, тем животные здоровее, красивее и подвижнее. Ухаживают за домашними животными пастухи, доярки, телятницы и др.

Дикие животные живут свободно в разных местах, сами добывают себе пищу, никто о них не заботиться, сами спасаются и от врагов.

Вывод:

Проведенная работа показала, что дети усвоили знания о приспособлении животных к среде обитания. Сформировалось понимание, что каждое животное обладает определенной системой, набором приспособлений к условиям среды.

Далее у детей сформировалось представление о легочном дыхании, затем усвоились знания о приспособлении животных к сезонным изменениям.

Таким образом, результаты обучения показали достаточно высокую степень обобщенности знаний и умений выделять в предполагаемых группах животных существенные признаки приспособления животных к условиям среды. Убедительное доказательство этому – достаточно отдаленный перенос усвоенных способов и направления анализа, а также характер проводимых сравнений и обобщений.

Пример конспекта:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему : «Среда обитания

Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания.

Задачи:

1. Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;

2. Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;

3. Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: картинки животных, рыб и птиц.

Предварительная работа : Просмотр картинок животных, рыб и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.

Ход занятия:

Вводная часть

В: ребята сегодня мы с вами поговорим о рыбах зверях и птицах, какие 3 среды вы знаете?

(Ответы детей)

В: Где живут птицы? (звери, рыбы)

(ответы детей)

В: а зачем птицы летают?

(ответы детей)

В: каждое из существ живет в той среде где ему комфортно, добывать пищу, передвигаться.

В: Как все эти животные приспособились к своей среде обитания?

(ответы детей)

В: давайте рассмотрим птиц (рыб, зверей, что им помогает передвигаться? Питаться? Дышать?

(ответы детей)

В: благодаря чему рыбы передвигаются по воздуху?

А есть ли птицы, которые не умеют летать? А почему? (масса бела больше чем размах крыльев)

Чем питаются птицы? Как приспособились?

В: у рыб обтекаемая форма тела, она помогает передвигаться в воде, плавники и хвост. Тело покрыто чешуёй и слизью.

Дышат рыбы чем?

В: Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.

- А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)

В: отлично. Остались звери. Зверей очень много, но мы рассмотрим с вами некоторых (лиса, заяц, волк)

В: как же звери приспособились к наземной среде?

Как питаются?

Чем покрыто их тело?

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Рассказ для детей старшего дошкольного возраста «Пес в сапогах спешит на помощь» к Всемирному Дню животныхРассказ для детей старшего дошкольного возраста «Пес в сапогах спешит на помощь» к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

НОД «Мир заповедной природы» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животныхНОД «Мир заповедной природы» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели в защиту животных Итоговое мероприятие экологической акции «Неделя в защиту животных» Цель: привлечь внимание дошкольников к проблеме защиты животных и окружающей.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2021 в 14:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД