Получи документы

Методическая разработка «Волшебные свойства камней Марблс. Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников«

татьяна костенко
Методическая разработка «Волшебные свойства камней Марблс. Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников«

«Волшебные свойства камней Марблс» :

коррекция тяжелых нарушений речи

у детей старшего дошкольного возраста"

Содержание

Введение 3

Глава 1. Характеристика детей с ОНР 4

Глава 2. Современные подходы к использованию нетрадиционных методов в логопедической работе

2.1 Нетрадиционные методы в логопедической работе 5

Публикация «Методическая разработка „Волшебные свойства камней Марблс, Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников„» размещена в разделах

2.2 История возникновение камешков Марблс 6

2.3. Состав и свойства камешков Мабрлс 6

Глава 3. Организация логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста посредством использования камешков Марблс

3.1 Система игр с камешками Марблс на логопедических занятиях 7

3.2. Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями 9

3.3 Анализ результатов и оценка эффективности использования игр

с камешками Марблс по преодолению ОНР у детей старшего

дошкольного возраста 9

Заключение 10 Список литературы 11

Введение

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» [1]. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». И передо мной возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ОНР, как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Анализируя возможности нетрадиционных методом и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей. Играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Цель моей работы повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного, применяя игры с камешками Марблс.

Для достижения цели я сформулировала ряд задач:

1. Провести теоретический анализ литературы по использованию нетрадиционных методов и технологий в работе с детьми с ОНР.

2. Рассмотреть возможность использования игр с камешками Марблс для развития всех компонентов речевой системы.

3. Разработать систему применения игр с камешками Марблс в ходе логопедической работы.

Глава 1. Характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи : от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Первый уровень речевого развития. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Дети с общим недоразвитием речи имею особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировка. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук : недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Глава 2. Современные подходы к использованию нетрадиционных методов в логопедической работе

2.1 Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми с ОНР

Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического, соматического и физического развития ребенка.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Нетрадиционные методы – это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Нетрадиционные методы в логопедической работе описывают такие авторы как В. М. Акименко, Е. А. Пожиленко, Т. М. Грабенко, М. А. Поваляева, М. И. Чистякова и т. д. Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.

Я считаю, что речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики. Ещё известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению Кольцовой М. М., "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Нетрадиционные методы по развитию мелкой моторики описывают такие авторы: Гордеева Т. В., Зажигина О. А., Бачина О. В., Коробова Н. Ф. К ним относятся:

игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна,

использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни,

применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, карандаши, резинки для волос и многое другое,

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «Марблс»;

массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко.

Проанализировав возможности нетрадиционных методом и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей. Играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

2.2 История возникновения камешков и шариков Марблс

Шары Марблс предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана. При раскопках вблизи города Мохенджо-Даро были найдены шары, изготовленные из обожженной глины и обточенного камня. Археологи также находят их при раскопках древних цивилизаций в Европе, Северной и Центральной Америке. Марблс также упоминается в исторических документах Древнего Рима и Египта.

В 1846 году немецкий стеклодув изобрел приспособление - некие ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на шарики. Из такого мягкого кусочка стекла формировался шарик. В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства Марблс. Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, - цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами. Они были импортированы в Америку, где и получили английское название Марблс, что означает мраморные.

Одна из самых популярных детских игр на Западе - это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Проводятся мировые чемпионаты по играм в Марблс. Существуют клубы коллекционеров Марблс, оформителей, работающих с Марблс.

Игра в камешки была популярна в России более ста лет назад. Играли как в деревянные или глиняные шарики, так и в камешки - гладко обточенные, имеющие форму шариков.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, внимание, наблюдательность.

2.3 Состав и свойства камешков Марблс

Современные Марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при очень высокой температуре. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Формы Марблс бывают самыми разнообразными: сферические (шарики, с плоским дном - капли (камешки) и фигурные.

Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать речь, мелкую моторику, восприятие и логическое мышление.

Шарики и камешки Марблс — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой - то неведомой энергетикой. Шарики и камешки Марблс вызывают у дошкольников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешка-ми, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Глава 3. Организация логопедической работы по коррекции ОНР у детей 6-7 лет посредством использования камешков Марблс

3.1 Система игр с камешками Марблс на логопедических занятиях.

На логопедических занятиях мотивация ребенка играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы. Поэтому для формирования у ребенка положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях провела игры на знакомство с камешками Марблс. Дети с восторгом восприняли новый материал. Они с удовольствием перебирали камешки, не могли оторваться от процесса. Предлагала детям описать свои впечатления от знакомства с камешками Марблс. А на вопрос на что они похожи, что напоминают? Дети отвечали: «на кристаллы, на сокровища, на изумруд, на алмаз, они похожи на конфетки, на монетки, разноцветные, как радуга» (Приложение 1).

Все игры и упражнения с камешками Марблс могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, а также от поставленной педагогом цели. Эти игры использую на разных занятиях: на индивидуальных, в микрогруппах и на фронтальных (подгрупповых). Использование игр с камешками Марблс позволяет решать основные задачи логопедической работы по коррекции и развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» :

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза).

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку и автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие мелкой моторики.

Нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции. Поэтому автоматизация звуков – самый длительный и сложный этап занятий. В результате многократного повторения речевого материала, дети с ОНР быстро утомляются, отвлекаются на занятиях. Я считаю важным облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Для этого использовала следующие игры с камешками Марблс : «Игры-ходили», «Лабиринты», игра «Мамина помощница». Все они позволяют эффективно и качественно автоматизировать поставленный звук у детей (Приложение 2).

Игры с камешками Марблс целенаправленно стимулируют мелкую моторику рук, способствуют развитию зрительно-моторной координации, а также обеспечивают подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками (Приложение 3).

Игры с камешками Марблс по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа направлены на решение следующих задач:

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из трех-пяти звуков.

Сформировать навыки слогового анализа слов, состоящих из

одного слога, двух слогов, трех слогов (Приложение 4).

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Предусматриваются следующие виды фронтальных (подгрупповых) занятий:

• по формированию лексико - грамматического строя речи;

• по формированию связной речи;

• по подготовке детей к обучению грамоте в школе.

Игры с камешками способствуют формированию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, а также развитию логических способности дошкольников (Приложение 5).

На занятиях по обучению грамоте, играя с камешками Марблс, ребёнок запоминает зрительный образ букв, это помогает подготовиться к школе,

способствуют профилактике нарушений письма и чтения (Приложение 6).

Таким образом, игр с камешками Марблс направлены на развития всех компонентов речевой системы.

3.3 Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

Существенным фактором повышения результативности логопедической работы является включение в нее родителей воспитанников.

Работа с родителями включила в себя:

Консультация на стенде: «Камешки Марблс и их применение»;

Мастер-класс «Играем с камешками Марблс – развиваем речь» (Приложение 7);

индивидуальные консультации.

Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марлсб или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, снимает напряжение, воспитывает любознательность. Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы, семинар-практикум по использованию игр с камешками Марблс (Приложение 8).

3.4 Анализ результатов и оценка эффективности использования игр с камешками Марблс по преодолению ОНР

у детей старшего дошкольного возраста

В начале и в конце 2016-2017 учебного года была проведена логопедическая диагностика детей шестилетнего возраста с ОНР в комбинированной группе. Для диагностики использовала следующий материал:

Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда»;

Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»;

Нищева Н. В. Речевая карта ребенка 4-7 лет с общим недоразвитием речи.

Для определения уровня развития компонентов речевой системы использовала мониторинг коррекционно-логопедической работы Н. Е. Бадяевой, Н. В. Десюковой (Приложение 9).

В начале 2016 учебного года отмечается низкий уровень развития многих компонентов речевой системы (фонематических процессов, мелкой моторики, звукопроизношения). В результате использования игр с камешками Марблс отмечается положительная динамика речевого развития и совершенствование мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (Приложение 10).

Таким образом, считаю, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

Опыт работы показал, что камешки Марблс являются тем эффективным средством, который позволяет:

создать стабильную положительную мотивацию к логопедическим занятиям;

гармонизировать эмоциональное состояние ребенка;

развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;

дольше сохранять работоспособность ребенка;

корректировать общие речевые нарушения;

Обогащать словарный запас;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Проводить профилактику дисграфии;

активизировать потенциальные творческие способности ребенка.

Заключение

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционных средств обучения становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и увлекательными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который, я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей, педагога - психолога и самое главное родителям для организации домашних заданий. А система игр с камешками Марблс может применяться не только с детьми с речевыми нарушениями, но и в общеразвивающих группах.

Список литературы.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

3. Бадяева Н. Е. Мониторинг коррекционно-логопедической работы / Н. Е. Бадяева, Н. В. Десюкова // Логопед. – 2005. – № 5. – С. 62–65.

4. Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М. : Национальный книжный центр, 2015. 48 с. + DVD-диск.

5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. /О. Б. Иншакова. – 2-е изд. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

6. Каталог образцов игровых и оформительских марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.

8. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003. – 680 с.

9. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 2

10. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

11. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов – на- Дону, "Феникс", 2003 г. – 448с.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.

13. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. – М. : Дрофа, 2009. - 189 с.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие - Н. Новгород, 1995.

15. https://logoportal.ru/kamushki-marbls/.html (дата обращения 22.09.2016)

16. https://logopeddoma.ru/publ/stati/10_uvlekatelnykh_igr_s_kameshkami_marbls/2-1-0-253

17. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-ispolzovanie-kameshkov-marbls-v-korekcionoi-rabote-po-razvitiyu-rechi.html

18. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/03/02/ispolzovanie-kamushkov-marbls-v-korrektsii-razvitiya-rechi

19. https://doshkolnik.ru/logopedia/17677-ispolzovanie-kameshkov-marbls-s-celyu-povysheniya-motivacii-doshkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami-pri-avtomatizacii-zvukov.html

20. https://leonardohobby.ru/ishop/tree_9538925132/

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольниковМетодическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольников Викторина для педагогов, старших дошкольников и младших школьников к неделе театра Сразу оговорюсь, почему такая возрастная адресация.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка «Волшебные фантики» — изготовление поделок из бросового материала — конфетных фантиков. Часть 1Методическая разработка «Волшебные фантики» — изготовление поделок из бросового материала — конфетных фантиков. Часть 1 Методическая разработка "Волшебные фантики" - изготовление поделок из бросового материала - конфетных фантиков. Часть 1 Уважаемые коллеги,.

Методическая разработка «Волшебные фантики». Изготовление поделок из бросового материала — конфетных фантиков. Часть 2Методическая разработка «Волшебные фантики». Изготовление поделок из бросового материала — конфетных фантиков. Часть 2 Методическая разработка "Волшебные фантики" - изготовление поделок из бросового материала - конфетных фантиков. Часть 2 Назначение методической.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Волшебные свойства камней Марблс. Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников«
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 12:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД