Получи документы

Формирование национальной гражданской идентичности учащихся в условиях дополнительного образования

Куликова Ольга
Формирование национальной гражданской идентичности учащихся в условиях дополнительного образования

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Районный центр детского юношеского технического творчества»

356530,Ставропольский край, Петровский район,г. Светлоград,ул. Бассейная,23.

Тел/ факс: раб. 8(86547)4-34-47, моб. 8 918 880 39 21; e-mail : tehniki2007@rambler.ru

Конкурс по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся

Методическая разработка

«Формирование национальной гражданской идентичности учащихся

Публикация «Формирование национальной гражданской идентичности учащихся в условиях дополнительного образования» размещена в разделах

в условиях дополнительного образования детей»

Автор:

Гаврилина Людмила Григорьевна

п. д. о. МКУ ДО РЦДЮТТ

Ставропольский край

Петровский район

г. Светлоград, ул. Бассейная, 23

тел/факс (86547) 4-34 -47;

e-mail : tehniki2007@rambler.ru

Светлоград, 2018

Паспорт конкурсной работы

Название конкурсной работы Формирование национальной гражданской идентичности учащихся в условиях дополнительного образования детей

Субъект Российской Федерации, муниципальное образование Ставропольский край, Петровский район город Светлоград

Ф. И. О. автора Гаврилина Людмила Григорьевна

Место работы (указывается полное и сокращённое название, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр детского юношеского технического творчества» МКУ ДО РЦДЮТТ

Должность Педагог дополнительного образования

Контактные данные (почтовый адрес,

мобильный телефон,

е-mail 356530 Ставропольский край Петровский район город Светлоград ул. Бассейная,23

Тел/факс (86547)4-34-74

8 918 880 39 21

tehniki2007@rambler.ru

Цель конкурсной работы

формирование идентичности человека, как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине, интеграция национальных и этнокультурных отношений в условиях дополнительного образования детей

Задачи конкурсной работы • формирование представлений о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности;

• обретение личностных смыслов гражданственности и патриотизма, включение их в индивидуальную систему ценностных ориентаций;

• освоение знаний о быте и культуре народов Ставропольского края, культуры края, сохранения традиции;

освоение ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношениях;

• воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории родного края;

формирование межэтнической толерантности у подростков.

• осознание аспектов соей идентичности, осознание особенностей взаимодействия и взаимоотношений в системе «Я – Другой человек»;

• построение образа собственного будущего, перспектив его развития, осознание своего места в нем;

• выработка коммуникативных ценностей и принципов, овладение технологией построения межличностных отношений по конструктивному типу;

• развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения;

Краткое содержание конкурсной работы 1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; 3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края

6. Проектная деятельность.

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития, долгосрочный эффект Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. У обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Порядок контроля и оценки результатов Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора учащихся.

Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.

Итоговый контроль: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить результативность обучения учащихся.

Необходимые ресурсы для реализации конкурсной работы дидактические материалы (печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства);

разработки занятий в рамках программы;

тесты и задания для диагностики результативности реализации программы;

методическая и учебная литература;

Интернет-ресурсы.

Сроки реализации программы:

Реализация программы рассчитана 27 часов и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 ступень - «Я – человек. Я – гражданин».

2 ступень - «Моя Родина».

3 ступень - «Национальность - россиянин».

4 ступень - «Будущее – это мы!».

Технологии реализации программы:

1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; 3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края

6. Проектная деятельность.

Основные методы, использованные в программе: групповая дискуссия, социально-психологические и ролевые игры, психогимнастика.

Формы работы :

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

• Исследовательская деятельность;

• Экскурсии;

• Конкурсы;

• Ролевые игры;

• Выставки;

• Деловые игры;

• Классные часы;

• Беседы, диспуты, викторины;

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. У обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Партнерство.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса. В условиях дополнительного образования это общеобразовательное учреждение, учреждение дополнительного образования, семья.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и образовательных учреждений играют педагоги дополнительного образования.

Главной задачей педагога дополнительного образования является установление взаимоотношений с семьёй.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь учреждения.

Задача педагога сделать семью помощником и другом, как самого для ребёнка, так и для учреждения. Только вместе с родителями общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. И сейчас, всё шире стали использоваться новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

План мероприятий.

Направления 1 ступень

Я – человек. Я – Гражданин 2 ступень

Моя Родина 3 ступень

Национальность - россиянин 4 ступень

Будущее – это мы

Социальное Для учащихся 6 - 9 лет

Конкурс рисунков

«Мама, папа! - Я у вас есть!» Игра – путешествие

«По тропинкам родного края» Ролевая игра

«Планета друзей»

Игра-путешествие

«Вот мой дом родной»

Игры на знакомство

«Уроки общения» Конкурс исследовательских проектов «Традиции Ставрополья» Конкурсная программа

«Дружба начинается с улыбки» Комплекс мероприятий, направленных на знакомство с профессиями.

Игровая программа

«Мы - вместе»

Акции «Герой живет рядом» Эвристическая беседа «Кто есть кто?» «Сто вопросов взрослому» встреча с интересными людьми города, района

Конкурс рисунков

«Моя семья – восьмое чудо света»

Для учащихся 10-13 лет

Фотовыставка

«История моей семьи» Проект - погружение «Первая Виктория» (знакомство с великими победами прошлых лет) Конкурс исследовательских проектов

«Моя родословная» Всероссийская «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства»

Акция «Зелёный дом моей мечты» Интерактивная акция «Историю писали солдаты» Игра «Новые забавы «Петровские Светелки» Блиц – турнир «История успеха»

Для учащихся 14 -18 лет

Конкурс «Имею право и обязан» Игра – путешествие

«Я – Петровчанин» Интерактивный марафон

«По России за 120 минут» Всероссийская «Неделя высоких технологий и технопредпринимательства»

Видео-эстафета «За что я люблю Ставрополье» Организация фотозоны «#Я люблю свой край#» Диспут «Кто есть кто?» Открытая гостиная «Вместе в будущее»

Творческий проект «Я гражданин, я человек» Мир вокруг меня Ролевая игра «Встреча в аэропорту» Интеллектуальный турнир «Я хочу знать…»

Духовно-нравственное Для учащихся 6 - 9 лет

Викторина

«Сказка – ложь, да…»

Фотовыставка «Родные просторы»

Конкурс чтецов

«Край родной»

Конкурс кроссвордов на тему «Мое Отечество»

Экологический праздник

«»Друзья наши меньшие»

Видео-викторина «Они сражались за Родину»

Фольклорный праздник

«Казачий курень»

Живой журнал

«Одна у человека мать, одна у него и Родина»

Мастер - класс

«Сюрприз для мамы» Конкурс инсценированной

песни

«Люблю березку русскую»

Мини-проект

«Старинный национальный костюм»

Ролевая игра «Русская ярмарка»

Для учащихся 10 - 13 лет

Выставка-показ

«Из бабушкиного сундука»

Акция «Я живу в России» (видеоролики плакаты, мотиваторы) Конкурс творческих работ «Мир вокруг меня» Конкурс инсценированной песни

«Народные мелодии» Экскурсия «Земля наш дом родной»

Круглый стол «Цвети, планета Земля!» Акция

«Бессмертный полк» Смотр – конкурс «Кавказ предо мною» Викторина «На пороге новых открытий»

Игра – практикум

«Я живу в многонациональной стране» Проект «Память жива» Мини-семинар «Твори, выдумывай, пробуй»

Для учащихся 14 - 17 лет

Герои нашего времени «Воины-интернационалисты» Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

Акция «Бессмертный полк» Конкурс исследовательских проектов «Семейные династии Ставрополья»

Гражданское Для учащихся 6 - 9 лет

Конкурс чтецов

«Хлеб – всему голова»

Игра – путешествие

«По главным улицам»

Экскурсия в Музей им. Солодилова

Ролевая игра «Я – гражданин России»

Презентация исследовательского проекта «История одной вещи» Мини – проект «Государственные символы России» Викторина «Колесо истории» Игра-погружение «Кем ты будешь»

Для учащихся 10 - 13 лет

Мини-практикум «Прав? Прав. Прав!» Мини-тренинг «Мы не похожи и мы равны» Экскурсия «Секреты моего города»

Интернет акция «Я выбираю жизнь!»

Конкурс «Я – человек. Я – гражданин» Игра – путешествие

«Куда тропинка приведет» Знакомство с мировыми религиями. Истина и ложь. Как не стать жертвой обмана. Блиц – интервью «Заметные люди»

Для учащихся 14 - 17 лет

Беседа - практикум «Взрослеть – значит думать о других» Открытое мероприятие «История моего района»

Экскурсия «Места славы» Проблемное интервью «Есть такая профессия – Родину защищать»

Патриотическое Для учащихся 6 – 9 лет

«Открытка для ветерана»

Фото-зона «#Я люблю СК#» Конкурс чтецов

«Подвигу народа жить в веках…»

Конкурс военной песни

«Бьется в тесной печурке огонь…»

Конкурс чтецов «Победа» Конкурс боевых листков «Дорогами войны» Устный журнал

«Мой папа солдат»

Для учащихся 10 –13 лет

Военная слава земляков

«Скажем им спасибо!» Виртуальный музей

«Их именами славится Петровская земля» Народные гулянья «Масленица Широкая» Научно- исследовательская деятельность

«Неизвестный герой»

Фотоконкурс «Старый Светлоград» Интерактивный конкурс

«Передай добро по кругу» Семинар-практикум «Вести за собой или мастерство общения»

Для учащихся 14 –17 лет

Акция «Георгиевская ленточка» «Акция «Солдатский платок» PR-акция «Национальность – россиянин»

Исследовательская деятельность юного краеведа «Технические открытия Ставропольских ученых»

Ролевая игра «Встреча с самим собой» Великие деятели России. Урок-погружение. Конкурс «Дети Кавказа» народные традиции, фольклор.

В результате итоговой диагностики эффективности программы сделаны выводы и сформированы рекомендации, способствующие оптимизации воспитательной деятельности. В процессе реализации программы» дети приобрели одно из важнейших качеств в структуре личности – толерантность, т. е. искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных

ценностей, сформирована толерантная позиция детей и подростков в условиях межкультурного диалога ровесников.

Развивающая работа проводится в течение всего потока. Это различные элементы тренингов: эффективного общения, уверенности в себе, сплочения, толерантности, креативности.

Была исследована динамика социального и личностного развития ребенка; осмыслены условия и факторы этого роста с целью обеспечения корректировки и поддержки общения и взаимодействия подростков как ведущего средства реализации идей групповой деятельности. Результаты проведенной в игровой форме социометрии выявили уровень самооценки каждого ребенка, наличие коммуникативных и организаторских способностей у детей.

Профилактическая деятельность проводилась согласно тематике:

• профилактика расстройств эмоционально-волевой сферы;

• профилактика конфликтных ситуаций.

Консультативная работа проводилась в форме индивидуальных занятий по проблемам: дезадаптпция, неуверенность в себе, повышенная тревожность, проблемы в сфере межличностного общения, взаимодействие со сверстниками и др.

Коррекционная деятельность проходила в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми согласно плана работы педагога-психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение выступало как неотъемлемый элемент работы лагерной смены, способствующий реализации целей развития воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

В результате изучения курса педагоги получили знания:

- понятия толерантности, педагогики толерантности;

- осознание актуальности толерантности и последствий интолерантного поведения;

- понятие педагогической культуры, педагогической компетентности, педагогической толерантности и ее компонентов, приемы саморазвития;

- основные принципы воспитания толерантности, принципы педагогики ненасилия и сотрудничества;

- особенности позиции педагога и его профессиональной манеры поведения в соответствии с принципами воспитания толерантности;

- содержание воспитания толерантности;

- понятие межэтнической толерантности и культуры межнационального общения;

- сущность методов, приемов и форм воспитания толерантности, их педагогические возможности;

- специфику применения приемов, методов и форм воспитания толерантности в зависимости от уровня развития данного качества и социальной ситуации;

- особенности толерантного и интолерантного взаимодействия родителей и подростков, способы решения проблемы интолерантности.

Получили умения:

- осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами педагогики толерантности, а также уметь осуществлять личное целеполагание;

- совершенствовать развитие компонентов педагогической толерантности;

- реализовывать в педагогической практике принципы педагогики ненасилия, сотрудничества, толерантности;

- устанавливать взаимосвязь между принципами и содержанием, методами и формами;

- осуществлять воспитательную работу по формированию толерантности в условиях многонационального образовательного учреждения;

- выделять и раскрывать педагогические возможности различных приемов, методов и форм воспитания толерантности;

- анализировать действия педагога и учащихся в рамках различных приемов, методов и форм воспитания толерантности;

- организовать воспитательную работу по формированию толерантности у школьников и развитие данного качества у себя;

- определять уровень развития толерантности в соответствии со степенью развития ее критериев;

- определять особенности проявления толерантности или интолерантности во взаимодействиях родителей и детей, строить на основе этих данных педагогическую деятельность с семьей и воспитанниками.

Программа предполагает проведение практических занятий – тренингов: "Все мы разные, но мы все вместе", "Разные миры – одна планета", "Сила толерантности", "Семейный лад", "Магия отн

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование национальной гражданской идентичности учащихся в условиях дополнительного образования
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 19:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД