Папки-передвижки

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке

Ульяна Касьянова
Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке

Методическая разработка

на тему: «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке»

Подготовила:

воспитатель

I квалификационной категории

Касьянова Ульяна Викторовна

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Публикация «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки. Они способствуют развитию познавательных интересов у дошкольников.

Если рассматривать целевую прогулку в младшей группе, где возрастной порог детей 3 – 4 года, то такой прогулке уделяется всего 1 раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад. Воспитатель здесь должен обращать внимание детей на дома, транспорт, пешеходов, и дать детям элементарные представления, согласно их возраста, например название транспорта, названия домов.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения, происходящие при их смене, непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить. Во время прогулок рассматривать окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных. Беседовать о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.

Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием фольклорных форм, коротких стихов, поговорок, потешек, способствуют развитию кругозора и памяти дошколят.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. С ребятами проводятся различные опыты с водой, песком, организуется наблюдения за цветами. Рассматривая с детьми растение, обращается внимание на его структурные части, называют их.

В уголке природы есть мини-огород, где зимой выращивается лук, морковь, зелень, свекла. Дети наблюдают, как они растут, ухаживают за ними. Педагог показывает, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой, предварительно рассмотрев ее с ребенком.

У ребят развиваются такие качества, как трудолюбие, доброта и забота об окружающем нас мире.

Ребятам очень нравятся игры - эксперименты с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся - заблестят.

Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны детям опыты с сыпучими материалами.

Дидактическое упражнение «Поищем клад» - в песок «прячется» какой-либо предмет, ребенок его ищет.

Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает интерес к трудовой деятельности. Всякий раз инициатива детей поощряется при достижении ими положительного результата.

Иллюстрированный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.

Все это помогает педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и закрепить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др.

Слушая и запоминая содержание художественных произведений, дети не только узнают о природе нечто новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически. Дети знакомятся с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающиеся иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, «Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского и др.

Малышам особенно нравятся фольклорные тексты: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси…», «Сорока-сорока» и др. Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.

Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуемся с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.

Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху. А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!

На участке имеется вертушка из пластиковых бутылок, покрашенная в яркий цвет. Каждую прогулку проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный. Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращается их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и поет песню: «У-у-у» - это ветер дует.

Взор ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому, при наблюдениях на прогулках, я выбираю отдельные, самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.

Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…» Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.

Наблюдение за листочками и составление описательного рассказа. Ребенку предлагается положить листочек на ладошку. «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».

Дети собирают листочки и составляют из них букет. При наблюдениях используются стихи:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голый будет сад.

Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, складывают их черенками.

Осенью проводятся наблюдения за дождем. Эти наблюдения всегда интересны малышам. Дождь стучит по крышам и дорожкам, песенка дождя - «кап-кап-кап». Обращается внимание на лужи в разных местах. Педагог напоминает, что в лужи не нужно наступать, чтобы не промочить ножки.

С похолоданием обращается внимание малышей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».

Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время года. Поясняется, что птиц нужно покормить, насыпать им зернышек. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому часто используются подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).

Зима – это время холода и мороза, коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада дети наблюдают, что снег белый, очень красивый.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много - много! Они белые, холодные!

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не тают, и образуют много снега - сугробы.

В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.) Дидактическое упражнение «У меня в руке снежок, я слепила пирожок». Обращается внимание детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываю его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).

Ребята любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.

В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».

Зимой педагог обращает внимание на то, чтобы дети заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку берется корм для них, его кладут в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».

Предлагается рассмотреть внешний вид птиц, сравнить их по величине: Кто больше – воробей или голубь? Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые. Они уже называют характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.

С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами и насекомыми. Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.

Педагог предлагает им подставить личико и протянуть ручку к солнышку: «Чувствуете, как тепло рукам и лицу, как греет солнце?».

Обсуждается с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду и обувь на более легкую.

Ребята любят играть у воды: в ручейки пускают лодочки, щепки, бумажки. В апреле мы с ними наблюдаем за травкой: «Поищем вокруг, где еще выросла красивая, зеленая травка?».

Стало солнышко пригревать,

Землю мокрую ласкать,

И трава очнулась,

К солнцу потянулась.

Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.

«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.

Одуванчик золотой –

Цветик милый и простой.

Он сидит среди травы, Средь зеленой муравы

Прямо к солнышку лицом.

Педагог постоянно приучает детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.

Малышам важно показать многообразие красивых цветущих растений.

Большую радость у детей вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.

Обращается внимание на то, какие цветы разные, большие и маленькие. Предлагается понюхать их. Детей приучают беречь цветы, не рвать их.

Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Педагог объясняет, что этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превращаются в бабочек», бегают и махают крылышками. Так дети постепенно учатся понимать природу.

Таким образом, познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Мы – взрослые, обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе, взамен тех, которые он иногда практикует. Из этого следует, что простор и свежий воздух необходимы для гармоничного развития ребенка.

Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : 1991.

2. Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей 2 мл. группы. Екатеренбург. : 2002.

3. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : 2004.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : 2000.

5. Логвинова В. И. Дошкольная педагогика. Ч. 1.,М. : 1988.

6. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ. : 1998.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке
Опубликовано: 6 марта 2020 в 21:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД