МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие на пасеку»

наталия чиркова
Конспект занятия «Путешествие на пасеку»

Чиркова Наталия Владимировна.

МАДОУ Детский сад №16 «Ромашка».

Воспитатель.

Методическая разработка.

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности

на тему: «Путешествие на пасеку».

Цель: Познакомить детей с башкирским пчеловодством.

Задачи: Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа. Углублять знания о башкирском пчеловодстве. Уточнить представления о пчелах, их значении в природе. Формировать представления о том, что пчелы полезные насекомые. Дать знания о распределении работ в пчелином улье. Воспитывать любовь к природе и уважение к труду пчеловода.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие на пасеку“» размещена в разделах

Оборудование: Макеты ульев, одежда пасечника, дымарь, костюмы «пчёл», для бабушки Пчелы; иллюстрации с изображением сот, пчелы - царицы, медоносных растений, врагов пчел, «строение пчелы», экстрактор; рамка для сот, ватные шарики, лупы, бумажные цветы с цветной сухой пищевой краской «пыльцой» внутри, аудиозапись с жужжанием пчел, танцевальной музыки; бочонок с медом; лист ватмана, гуашь, штампы.

Ход занятия : (группа оформлена в виде пасеки). У входа в группу встречаются пчела и дети. Один мальчик кричит.

Мальчик: Меня ужалила пчела! Как ты могла?

Пчела: А ты как мог, сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен. Я берегла его на уж-жин.

Пчеловод (воспитатель) подходит к детям.

Пчеловод: Что случилось?

Пчела: Он сорвал мой цветок.

Мальчик: Он мне очень понравился.

Пчеловод: Скажи, а ты любишь хлеб с медом или медовые пряники?

Мальчик: Да, очень.

Пчеловод: А ты знаешь, откуда берется мед?

Мальчик: Нет, не знаю.

Пчеловод: Тогда я приглашаю тебя на пасеку и хочу рассказать тебе о том, как живут пчелы и откуда берется мед. И тогда ты поймешь, почему тебя ужалила пчела, и почему ей так нужен был цветок.

Проходят на «пасеку» и останавливаются около улья.

Пчеловод: Это домик, который я сделал для пчел, называется улей. Это деревянный ящик на четырех ножках с открывающейся крышкой. В нем живут дружной семьей пчелы. Пчелиная семья по-другому называется рой. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. (Показ рамки). Внутри деревянных рамок трудолюбивые пчелы строят из воска шестигранные ячейки - соты. (показ картинки). А это вход в улей он называется леток. Потому что через него пчелы вылетают.

Ребенок: Посмотрите около летка кто – то стоит. Кто вы? (около улья с двух сторон стоят два ребенка в костюмах пчелы и с «деревянными топориками на плечах»).

Пчелы: Мы - охранники. Несем «караульную службу». Охраняем вход, чтобы в улей не пробрались наши враги. Их у нас много. Это шмель, бабочка бражник, медведь, куница. (показ картинок).

Пчеловод: А кто это там трудится? (подходят к пчелам – строителям, которые из мозаики выкладывают «соты»).

Пчела: Я пчела-строитель. Я строю соты из воска. Это особое вещество выделяется из желудка, который находится в брюшке. Сильными челюстями – жвалами мы размягчаем воск. В сотах хранится мед, и растут маленькие пчелки.

Пасечник и дети подходят к другой пчеле. (Пчела-ребенок в короне сидит на троне, другие «пчелы» машут на нее веерами, кормят, ухаживают за ней, гладят).

Пчела: Я – царица медоносных пчел. (Показ картинки) Я живу в улье. Без меня не было бы других пчел. Ибо только я могу, откладывать яйца и поэтому остальные пчелы целый день хлопочут вокруг меня, чистят меня. Следят за тем, чтобы я всегда была сыта. Я редко вылетаю из улья. Я почти вдвое больше любой другой пчелы в улье. Когда я была маленькой. Меня кормили огромным количеством питательной смеси – маточным молочком. Поэтому я и стала царицей.

Ребенок: А кто ухаживает за личинками?

Пчелы: (девочки в костюмах пчел с колясками и маленькими куколками кормят их из бутылочки, катают в колясках и убаюкивают на руках).

Мы пчелы няньки. Мы ухаживаем за личинками. Кормим их и вовремя запечатываем соты восковыми крышечками. Каждая личинка постепенно превращается в куколку. Похожую на белую пчелку без крыльев. (показ картинки).

Пчеловод: Чтобы в улье не было душно, я проветриваю его. И в этом мне помогают пчелы. Они машут крыльями, как вентиляторами. И поддерживают чистый воздух.

Пчеловод: Посмотрите, как вокруг красиво! Сколько цветов (Большой плакат с цветами-медоносами).Кто больше всех любит цветы? Наверно пчелки. А вот и они сами. (подходят к ним). А вы что делаете, пчелки?

Пчелы (по очереди рассказывают) : Мы пчелы – медоносы. Мы собираем с цветов нектар и пыльцу. А я пчела – разведчица. Как только солнышко встает. Я лечу на разведку, ищу цветы с нектаром. А потом сообщаю о них своим подружкам с помощью танца. Если я танцую по кругу, это означает, что нектар находится поблизости. (Под музыку «пчела» выполняет танцевальные движения). А если я взмахиваю брюшком, словно пишу восьмерку – значит, за нектаром придется лететь далеко. Жужжание, которое во время танца я издаю, сообщает о количестве нектара и его качестве. Если жужжу громко - значит нектара много. А еще я приношу образец этого нектара, чтобы другие пчелы могли его опознать. Мы пчелы летим на полянку, садимся на цветок и заползаем вовнутрь него. Своим длинным хоботком высасываю нектар. (Показ картинки). Когда зоб наполнится, мы летим в улей. И так целый день до самого заката.

Ребенок: А как же вы находите нужный цветок?

Пчелы: У нас большие глаза (показ картинки). Особенно мы хорошо видим синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. А еще у нас свои цветы медоносы. В них много нектара. Запомните их и никогда не рвите ( пчела показывает цветы - медоносы и называет их: клевер, чабрец, медуница лекарственная, одуванчик, иссоп, мать -и –мачеха, донник, фацелия, василек луговой, мелисса).

Пчела: А еще мы собираем на цветах пыльцу.

Ребенок: А что из пыльцы тоже делают мед?

Пчела: Нет, пыльцой мы кормим личинок. Пыльца для них - хлеб.

Ребенок: (обращается к пчеловоду) Чем же они собирают пыльцу?

Пчеловод: (показ дидактического пособия «Строение пчелы»). Лапки пчелы покрыты ворсинками. На них прилипает пыльца и откладывается в специальные «корзиночки», которые находятся на задних лапках. А чтобы вам было понятно, проведем опыт. Вот вам ватные шарики. Представьте, что это лапка пчелы. Посмотрите через лупу на ворсинки. А теперь возьмите с цветка пыльцу ватным шариком. Посмотрите через лупу, что вы видите.

Ребенок: К ватному шарику прилипла пыльца.

Пчеловод: Таким образом, и собирают пчелы пыльцу с цветов.

Ребенок: А как же мед получается из нектара?

Пчеловод: Обрабатывают нектар пчелы, занимающиеся работой в улье. Сначала они проветривают его, чтобы выпарить воду. Затем, когда нектар становится густым и липким, переносят его в специально подготовленные соты. Несколько дней спустя я вынимаю рамки с сотами и выбираю мед специальной машиной – экстрактором (показ картинки). Весь мед я не забираю, оставляю пчелам, так как они им питаются. В пчелином домике - улье для всех работы хватает.

Проводится подвижная игра «Пчелы и цветы».

Дети подходят к следующей пчеле. (Мальчик в костюме «пчелы» лежит на коврике, нога на ногу и нюхает большую ромашку).

Дети: А ты почему не работаешь?

Пчела: Я – самец бездельник. Или еще меня называют трутнем. У меня что ни день. То отдых. Я не люблю работать. Но очень люблю вкусный и душистый мед. А когда его становится мало. меня к сожалению выгоняют.

Пчеловод: Про таких говорят «Работающий ищет свое счастье в труде. А бездельник на стороне». Ну, вот и закончилась наша экскурсия по пасеке. Теперь вы поняли, зачем вас укусила пчела?

Дети: да мы больше не будем рвать цветы. А еще мы хотим нарисовать цветы, чтобы пчелы еще больше меда собрали. Дети рисуют цветочную поляну на ватмане с помощью штампов. Затем дарят пчелам. Пчелы благодарят. Выходит бабушка – пчела.

Бабушка-пчела: Я бабушка – пчела. Наблюдала за вами. За ваш труд я хочу отблагодарить вас и угостить душистым медком. (Бочонок с медом дарит детям).

Мед душистый всем известен, очень вкусен и полезен.

Тот, кто есть башкирский мед, тот здоровый круглый год.

Ребенок: Ох, и вкусен этот мед. Кто не ел, тот не поймет.

Все конфеты «Марс» и «Сникерс», поменял бы я на мед.

Пчеловод: Вам понравилось путешествие? Какие обязанности выполняют пчелы в улье? Как называется самая главная пчела?

Список использованных источников и литературы:

1. М. К. Шевчук. Пасека, пчёлы и мёд.

2. П. П. Максимов. Пчеловодство. М. : Учпедгиз, 1962.

3. «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006 г

4. «Что есть что. Школьная энциклопедия». 1996-2000 «Пчёлы»

5. Русакова Т. М. А что такое мед, ж. Пчеловодство, 1997г. №5.

6. Шабаршов И. А. Юному пчеловоду: Кн. для учащихся. - М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ЗОЖ «Путешествие на планету Семитония»Конспект занятия по ЗОЖ «Путешествие на планету Семитония» Цель: Научить детей любить свой организм, осознанно относиться к своему здоровью. Задачи: 1. Научить детей использовать звуки для своего.

Конспект занятия «Путешествие в шоколадную страну»Конспект занятия «Путешествие в шоколадную страну» Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Путешествие в шоколадную страну».

Конспект итогового занятия «Морское путешествие» ЦЕЛИ: • Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях. Закрепление умений и навыков безопасного.

Конспект итогового занятия «Путешествие капельки»Конспект итогового занятия «Путешествие капельки» Задачи: • систематизация представления детей о воде, ее состояниях и свойствах; • обучение детей умению проводить опыты и эксперименты.

Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес» Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме «Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку»Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку» Средняя группа Тема занятия: «Путешествие в сказку» Цель непосредственно образовательной деятельности: Обеспечение целостности образовательного.

Конспект занятия «Путешествие в заниматику»Конспект занятия «Путешествие в заниматику» Звучит фонограмма. Ведущий: Внимание, внимание! Важное объявление, всех, кто умеет считать, играть, сочинять и решать, приглашаем в путешествие.

Конспект занятия «Путешествие в мир сказок» ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК Конспект Подготовила и провела: Ладыгина В. В., воспитатель МАДОУ – д/с № 74 «Забава» г. Белгород Интеграция образовательных.

Конспект занятия «Путешествие в Сказочную страну» Цель: развитие познавательно – речевой деятельности детей на основе сказок. Задачи: образовательные: - развивать самостоятельность, творчество.

Конспект комплексного занятия «Путешествие за сокровищем»Конспект комплексного занятия «Путешествие за сокровищем» Цель. Создать условия для закрепления пройденного материала по физической культуре и познанию в игровой форме, применение знаний на практике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие на пасеку»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД