Лучший педагог года

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ

Лилия Родина
Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ

Методическая разработка

«Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ»

Педагог-психолог Родина Лилия Александровна

Введение.

На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОУ, особую актуальность приобретает проблема состояния психологического здоровья детей.

Публикация «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

Основные усилия педагогов и родителей направлены на развитие в первую очередь познавательной сферы. Недостаток данного подхода состоит в том, что гармоничное развитие личности включает как интеллектуальные, так и эмоциональные ресурсы.

Успешность социализации личности определяется комплексом: когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативными навыками.

Особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у ребенка.

Портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, согласно ФГОС ДО п. 4.6, определяется целевыми ориентирами (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений) :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает развитым воображением,

достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Целевые ориентиры являются установкой для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольника на пороге школы.

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные УУД

Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД являются:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

• формирование познавательной и социальной мотивации;

• формирование адекватной самооценки;

• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;

• формирование способности учитывать чужую точку зрения;

• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивных УУД являются:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение сохранять заданную цель;

• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

• Ориентировка в пространстве и времени;

• Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

• Умение работать по заданному алгоритму;

• Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

• Умение работать по книге;

• Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

• Умение работать по иллюстрациям.

Логические

• Классификация

• Анализ

• Синтез

• Сравнение

• Обобщение

• Сериация

• Исключение лишнего

• Подбор подходящего

• Установление причинно-следственных связей и др.

• Использование знаково-символических средств

• Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

• навыки сформированности сенсорных эталонов;

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

• умение выделять существенные признаки объектов

умение устанавливать аналогии на предметном материале;

• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

• умение производить анализ и синтез объектов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение ориентироваться в книге;

• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

• умение находить нужную страницу;

• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

• умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);

• умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные УУД

• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

• Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• строить монологическое высказывание и диалоговую речь;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• строить понятные для партнёра высказывания;

Акуальность разработки обусловлена следующими факторами:

• Увеличение количества детей с тяжелым нарушением речи. И это требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их психологического развития;

• От успешности формирования личностных качеств ребенка с ТНР в условиях ДОУ будет напрямую зависеть успешность его школьной адаптации;

• Несмотря на огромный, накопленный материал в области педагогики, логопедии, психологии по работе с детьми с ТНР практическое решение проблемы психологической готовности к школе по сей день остается открытым.

Данная методическая разработка направлена на работу с дошкольниками, испытывающими трудности в речевом и интеллектуальном развитии.

Теоретические аспекты.

Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития. Исследователи выделяют особенности эмоционального развития :

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формируются высшие чувства- нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Среди особенностей нравственного развития детей в дошкольном возрасте выделяются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

В дошкольном возрасте развивается самосознание:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Проблема эмоционального самочувствия детей является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

В процессе индивидуального развития ребенка, формирование его социальной активности, поведения в различных сферах личности видны и такие закономерные проявления поведения, эмоциональных процессов и состояний, как детские страхи, тревожность, агрессивность. Они носят нормативный характер, естественны для ребенка-дошкольника. С психологической точки зрения эти проявления имеют значение для развития адаптационных процессов личности, отражают индивидуальные психологические особенности ребенка, а также отражают специфику его взаимоотношений с окружающей средой.

Тревога и тревожность в детском возрасте рассматривается как особое эмоциональное состояние, обусловленное динамическими особенностями личности ребенка, так и условиями внешней среды (социальное окружение).

Среди причин, объясняющих формирование и развитие детской тревожности, выделяют:

1. Особенности воспитания ребенка в семье, характер его отношений с близкими взрослыми.

Неблагоприятные отношения с матерью, эмоциональное отвержение ребенка, гипоопека вызывают у него тревогу из-за неудовлетворения актуальных потребностей в любви, ласке, эмоциональном контакте.

Ребенок ощущает условность родительской любви, что приводит в раннем возрасте к утрате доверия к миру, в старшем возрасте – развитию чувства неуверенности, страхов, тревоги.

Воспитание по типу гиперопеки также способствует возникновению тревожности как личной черты.

2. Социальная среда: внесемейная обстановка, отношения с другими взрослыми, со сверстниками.

Появление эмоций страха в детском возрасте - одна из нормативных закономерностей личностного развития. В каждом возрастном периоде наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы ребенка, форм воображения, детских фантазий.

В детском возрасте демонстрация негативных эмоций выражается через агрессивное поведение, агрессивные действия. Агрессия в детском возрасте естественна, она может являться реакцией ребенка на ситуацию, выступать как защитное поведение, средство привлечения внимания взрослого, сверстников, а также компенсацией тревожности, неуверенного поведения, страхов.

В дошкольном возрасте, когда адаптационные процессы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ, вхождением в коллектив сверстников, практически завершены, актуальными в смысле личностного развития остаются задачи психоэмоционального, сенсорного развития, совершенствования речевых умений социально-коммуникативных способностей детей.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.

Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Арт-терапия, в это случае, палочка-выручалочка. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психокоррекции с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые позволяют проявить чувств. «Арт-терапия – метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видом искусства, и основной целью является гармонизация внутреннего состояния ребенка» (Киселева М. В).

Упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки и уверенности в себе.

Коррекционные возможности арт-терапии

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:

• развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям;

• возникновение чувства внутреннего контроля и порядка;

• ощущение удовольствия;

• самого процесса творчества, дающего возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, сказочной истории, танца).

• освоение новых форм опыта.

При анализе эмоционально-личностной сферы основными показателями являются самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье и детском саде). Самооценка ребенка в узком смысле определяется как аффективная (эмоциональная) оценка образа Я. С этой целью используются методики «Рисунок человека» (К. Маховер, «Рисунок несуществующего животного», «Цветовой тест отношений» (А. Эткинд, «Методика диагностики самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).

Для исследования личностных особенностей ребенка используются такие проективные методики, как «Рисунок семьи» (К. Тейлор, «Рисунок человека» (К. Маховер, «Рисунок несуществующего животного» (В. Б. Шапарь) и «Пиктограмма» (Лурия А.).

Основной целью работы по этому направлению является укрепление психологического здоровья детей.

• У ребенка должно сформироваться представление о самом себе, позитивное отношение к себе.

• Он должен успешно адаптироваться к окружающему миру, должны быть заложены основы внимательного, терпимого отношения к запросам и нуждам других людей и собственного адекватного поведения. Помочь детям справляться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

• Создание условий, дающих возможность свободно выражать свои чувства, потребности и фантазии.

• Развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку.

• С помощью различных выразительных средств обучить детей демонстрации эмоциональных состояний.

• Научить ребенка устанавливать связь между событием и эмоцией.

• Развить предпосылки для саморегуляции.

• Развить у детей способность к сопереживанию.

• Развитие творческого воображения.

• Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

• Развитие познавательных психических процессов-восприятия, памяти, внимания, воображения.

• Формирование потребности родителей в психологических знаниях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Занятия строятся с опорой на ведущую деятельность ребенка – игру, предоставляют возможность для развития внеситуативно – познавательного обучения. Игра для дошкольника является основной формой организации жизнедеятельности, удовлетворяя потребность ребенка в общении, в движении, в познании, в свободе, в активности, самостоятельности, в самореализации, в радости и удовольствии, в возможности быть «как взрослый». Игра для ребенка – это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, своем опыте.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии : сказкотерапию, изотерапию, игротерапию (песочную терапию, музыкальную терапию.

Психологическая коррекция с использованием методов

арт-терапии.

Изотерапия – выражение ребенком своих чувств и ощущений с использованием художественных материалов.

Примеры упражнений:

«Мое настроение»

Ребенка просят нарисовать настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, тональности, но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации.

«Ларец счастья» (визуализация)

«Представить, что тебе дали волшебный ларец. Он может быть с коробку из-под обуви, величиною с дом или даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи. Ты можешь положить в ларец все то, что тебя радует, и там это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того, что тебе нравиться.

Сказкотерапия - выражение своих чувств и ощущений через слово-образ, метафору.

Примеры упражнений:

«Музыкальная сказка»

Участникам группы предлагается вспомнить сказку, например, «Репка» или «Колобок». Затем участники выбирают для себя одного героя сказки, которого будут озвучивать и подбирают соответствующий выбранному «рассказать» сказку, используя только музыкальные инструменты. Весь процесс создания музыкальной сказки можно записать на видео и затем обсудить ее с детьми.

Музыкальная терапия – метод психокоррекции, основанный на гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое состояние ребенка.

Варианты заданий.

Упражнение «Рисунок музыки»

Ребенку предлагается во время прослушивания музыкального произведения выражать свои чувства и переживания на листе бумаги, используя различные художественные материалы.

Упражнение «Оркестр»

«Выбрать для себя любой из имеющихся музыкальных инструментов, познакомиться с ним, попробовать на нем поиграть». Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся ему музыкальный инструмент. Ведущий говорит: «А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться.

Практическое применение арт-терапевтических методов нашло свое отражение в авторском проекте «Познай себя».

Объем проекта «Познай себя» и формы работы.

Занятие проводит психолог самостоятельно. Строится оно на материале близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Цикл занятий рассчитан на 3 месяца. Всего 20 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Форма занятий: групповая.

Количество детей в группе: 6 человек.

Возрастная категория: дети 6-7 лет.

Структура занятий. Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и завершающей.

Цель вводной части – вызвать чувство доверия, безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение. В вводной части занятия используются упражнения – приветствие, игры – разминки. Основная часть занятия включает как традиционные игры и упражнения, так и авторские разработки (арт-терапия). Итоговая часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения, укрепление сплоченности группы. Для этого используются упражнения и игры на напряжение и расслабление, ритуал прощания.

Темы и виды заданий, используемых в основной части (включая серию упражнений, основанных на арт-терапевтическом методе) :

• Игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи.

• Упражнения на развитие мимических движений.

• Игры на определения и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов.

• Игры по обучению выразительным движениям.

• Этюды на распознавание различных жестов, развитие выразительности движений.

• Этюды по изучению поз, походки.

• Игры на развитие умения.

• Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера.

• Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений.

• Снятие страхов, тревоги.

Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного движения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего Я.

Все игры направлены на умственное развитие через совершенствование органов чувств.

Ожидаемые результаты:

Формирование таких интегративных качеств как:

«Любознательный, активный».

«Эмоционально отзывчивый».

• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

• «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы правила поведения».

• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе».

Тематический план занятий.

Занятия для детей делятся на 4 тематических блока:

Блок № 1. «Я и мой мир».

Блок № 2. «Мои чувства».

Блок № 3. «Я работаю в группе».

Блок № 4. «Я и общество».

Литература.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Москва Аркадия 1997

2. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок … СПб Речь 2012.

3. Ананьева Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. СПб Детство-пресс 2014.

4. Веракса Н. Е. Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Москва Мозаика-синтез 2013

5. Веракса Н. Е. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Москва Мозаика – синтез 2014.

6. Вильшанская А. Д. Руководство практического психолога.

7. Верховникова М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования. СПб КАРО 2014.

8. Гурин Ю. В., Монина Г. Б. Игры для детей от трех до семи лет. СПб Речь 2011.

9. Дубровина И. В. Руководство практического психолога.

10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб Речь 2010.

11. Карелин А. Энциклопедия психологических тестов. Москва АСТ 1997.

12. Кайль Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Волгоград Учитель 2015.

13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб Речь 2008.

14. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. СПб Речь 2012.

15. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. СПб Речь 2011.

16. Куражева Н. Ю. Цветик-семицветик. СПб-Москва Речь 2014.

17. Лютова Е., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб Речь 2011.

18. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.

19. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. СПб Речь 2011.

20. МЦФЭР. Справочник педагога-психолога. Детский сад №09, 10, 11.2012.

21. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. Москва Академия 1997.

22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Москва Академия 1998.

23. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва Академия 1997.

24. Шоакбарова С. И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. СПб Детство-пресс 2013.

25. Энциклопедия психологических тестов для детей. Аркадия 1997.

Публикации по теме:

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные.

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Фотоотчет «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ»Фотоотчет «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ» Арт-терапия - лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства. Главная цель арт-терапии.

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Путешествие в волшебный мир» Тема: Путешествие в волшебный мир! Цели: Совершенствование способности управлять своими чувствами и эмоциями. Обогащение мотивационной и.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии: 1. Самовыражение (экспрессия). Искусство является просто незаменимым,.

Конспект ООД с использованием арт-терапии «Прогулка по весеннему лесу» в группе детей с ОВЗ Цель: Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях Задачи: Обучающие: Актуализировать имеющиеся.

Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии Приемы и методы ритмического моделирования в арттерапиии. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам несколько приемов.

Театр песочной анимации как эффективная форма развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников Видео Цель: Познакомить педагогов с инновационными методами и приёмами коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 14:47
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД