МААМ-картинки

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля (1 фото)

Анна Бондарь
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля

Методическая разработка

Тема разработки: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля.

Форма проведения: совместная деятельность с детьми

Автор: Бондарь Анна Петровна – воспитатель

Консультант: Терехова М. В. - к. филол. н., доцент кафедры культурологического образования СПБ АППО

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

1. Пояснительная записка …3

Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля» размещена в разделах

2. Содержание …. 6

3. Заключение…. 11

4. Список литературы…. 12

5. Приложения…. 13

Пояснительная записка

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы литературного языка.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведений. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Основу настоящей методической разработки составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Книги Роальда Даля «невесомы, как воздушные шарики». Хотя простыми и поверхностными эти истории тоже не назовешь. В них происходит все так, как и должно происходить. Поэтому невероятно сказочные и волшебные истории кажутся настоящими, подсмотренными где-то и скопированными в прекрасную книгу. Но это происходит из того настоящего, которое творится в голове у сказочника – единственного в таком роде. Характеры героев видны как на ладони. Совсем не нужно что-нибудь домысливать, чтобы полностью их понять.

Его герои – дети-бунтари, восстающие против тирании взрослых. Их протест порой принимает довольно жестокие формы, что не может не ранить «тонкие души» взрослых, но детей привлекает не неумолимость и изобретательность отмщения, а мысль о необходимости борьбы за восстановление справедливости, и главное их оружие в этой борьбе – собственная фантазия. Писатель поддерживает в детях веру в свои силы, и, не делая скидки на возраст, требует от них эти силы использовать – «во имя добра и справедливости»

Содержание методической разработки направлено на формирование у детей целостной картины мира, развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении, умение передавать свои впечатления в творческих работах.

Роль методической работы в образовательном процессе: интеграция с образовательными областями:

1. «Социально-коммуникативное развитие» (знакомство с произведениями, обсуждение прослушанных текстов, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, обогащение словаря, личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т. д)

2. «Познавательное развитие» (формирование у детей целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.)

3. «Художественно-эстетическое развитие» (создание рисунков в различных техниках различными способами с последующим изготовлением открыток)

Целью методической разработки является – ознакомление старших дошкольников с художественными произведениями Роальда Даля, отображение впечатлений детей о произведениях в художественном творчестве (рисунках).

Задачи методической разработки:

воспитывать интерес к книгам Роальда Даля,

формировать первоначальные представления о художественной литературе автора, об ее специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;

воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

развивать желание и интерес отображать свои эмоции и впечатления от прочитанных произведений в виде рисунков;

выявить (по возможности) психологический дискомфорт у детей в общении и понимании со взрослыми и сверстниками (по результатам прочитанных произведений);

Культурно-образовательные практики в ГБДОУ запланированы на вторую половину дня и включают в себя методы реализации: чтение, рассказывание, беседа, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, рассматривание иллюстраций, литературные вечера, тематические выставки, работа с родителями, творческую мастерскую, посещение библиотеки и книжных магазинов.

Содержание

Итак, мы рассмотрим тот мир детства, который представлен в творчестве малоизвестного российскому читателю писателя Роальда Даля (1916-1990). Он пишет в традициях жанра литературной сказки, однако добавляет элементы и других жанров с целью создания своей картины мира детства.

Одним из ключевых моментов всего творчества Роальда Даля является именно его отношение к детям. В его понимании в этом мире обязательно присутствуют не только сами дети, но и взрослые, и их отношения, взаимодействия являются самым важным составляющим этого мира. Роальд Даль активно использует элементы и приемы народной сказки, именно эта форма позволяет ему не создавать сложные образы детей, а наоборот, делать их черты характера типичными и легко узнаваемыми. Во-вторых, форма народной сказки более понятно и доступно подчеркивает основной конфликт его произведений, в данном случае это столкновение мира детей с миром взрослых. И, наконец, после прочтения его произведений дети понимают, как нужно действовать, какие поступки меняют их характер в лучшую сторону, и наоборот, как нельзя себя вести, соответственно выполняется дидактическая функция сказки.

Внедряя читательскую культурно-образовательную практику по произведениям Роальда Даля, мы формируем у детей

эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатию – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

понятие ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к близким. Уважительное отношение к предпочтением других людей;

этические чувства – совести, вены, стыда-как регуляторы морального поведения;

ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей;

интерес к художественной литературе;

литературный багаж произведений Роальда Даля;

чувство юмора;

представление об иллюстрациях литературных произведений;

умение вести диалог и слушать собеседника;

установку причинно-следственных связей;

умение пересказывать небольшие тексты;

умение сочинять небольшие рассказы на заданную тему;

понимание информации, заложенной в выразительных средствах произведения;

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

умение слушать других, пытаться принять их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы;

продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом, разрешение конфликтов.

От внедрения читательской культурно-образовательной практики мы ждем результатов - дети смогут:

воспринимать текст на слух; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно давать характеристику героя (портрет черты характера и поступки речь; собственное отношение к герою). Уметь задавать вопросы по содержанию текста.

пересказывать небольшие тексты. Строить суждения. Умение вести диалоги и слушать собеседника.

проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

называть любимые литературные тексты Роальда Даля, объяснять, чем они ему нравятся.

знать фамилию и имя писателя, отдельные факты из биографии, называть его произведения, с помощью взрослого, рассуждать об особенностях его творчества.

воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать своё отношение к образам героев, идее произведения.

быть творчески активным в речевой, изобразительной и игровой деятельности на основе художественных текстов Роальда Даля.

выразительно передавать образы литературных героев в художественно-эстетической деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.

знать фамилию художника, который иллюстрировал сказочные сюжеты книг Роальда Даля, знать некоторые особенности его изобразительной манеры.

Форма подведения итогов:

выставка детских рисунков по прочитанным произведениям Роальда Даля;

создание серии открыток;

участие детских работ в конкурсе читательских культурно-образовательных практик;

Данной методической разработкой предусмотрены:

18 занятий в период с 23 июля по 31 августа

Время занятия – 30 минут.

Этапы работы

I Подготовительный (16.07.18 – 20.07.18)

На подготовительном этапе нами были выбраны произведения Роальда Даля, подобраны иллюстрации к произведениям, информация об авторе (биография, аудио- и видео- материалы.

Мы посетили семинар – консультацию по читательским культурно-образовательным практикам.

II Основной (23.07.18 – 31.08.18)

Включал в себя знакомство детей с автором, с произведениями автора : чтение, рассказывание, беседы, прослушивание записей аудиокниг, просмотр видеоматериалов и рассматривание иллюстраций, литературные вечера, тематические выставки, работа с родителями, творческую мастерскую по созданию рисунков (на одной из таких встреч, мы рассказали детям, что Роальд Даль любил коллекционировать картины великих художников, среди которых был К. С. Малевич, Н. С. Гончарова и др., посещение библиотеки и книжных магазинов, создание серии открыток по иллюстрациям детей (предварительно отобранных).

III Заключительный (аналитический)

Включал в себя выявление результативности работы, а также анализ затруднений и способов их устранения.

Партнеры

Во время читательской культурно-образовательной практики с нами работали :

1. ЦБС (библиотека «СВОя) Выборгского района г. СПб, которую мы регулярно посещаем с детьми в течении года для ознакомления с книгами и авторами художественных произведений. А также, чтобы посетить мероприятия и выставки.

2. Печатный центр «Фантазия», где мы регулярно осуществляем заказ типографии для занятий с детьми. В данном центре нам помогли составить макет и изготовить серию открыток по детским рисункам. Дети наблюдали работу специалистов.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля

Заключение

Для ребенка дошкольного возраста слова любого художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.

В мире художественной литературы Роальда Даля нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, но мы не увидим никакой загадки, если вспомним, что сама действительность для ребенка выглядит мифологически.

В произведениях Роальда Даля постоянно на лицо неожиданные перемены, скачки, превращения, очень часто в сказках мы находили преувеличения или преуменьшения, - что так характерно для детей дошкольного возраста.

Проведя читательскую практику с детьми - дошкольниками, мы сделали выводы, что чтение таких авторов – волшебников раскрывает в детях не только фантазийную и творческую личность, но и находит внутренние переживания и страхи, которые в дальнейшем можно увидеть в детских работах (рисунках). И это позволяет нам предотвратить дальнейшие проблемы у детей в общении со взрослыми или сверстниками. И главное, что это работает!

Увидев положительную динамику в использовании читательских культурно-образовательных практик, мы прошли обучение по культурным практикам и надеемся использовать их в дальнейшей работе с детьми.

Список литературы :

1. Р. Даль «Джемс и персик-великан»

2. Р. Даль «Изумительный мистер Лис»

3. Р. Даль «Огромный крокодил»

Используемые источники:

1. Роальд Даль https://deti.libfl.ru/writer/dahl

2. Официальный сайт Роальда Даля

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых 1. Значение труда в развитии ребенка В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» «Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — В. А. Сухомлинский. Не секрет, что профессиональная деятельность.

Ознакомление детей дошкольного возраста с мордовским фольклором Неясова Елена Ивановна Воспитатель СП «Детский сад №114комбинированного вида»МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского.

Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом. Принципы отбора произведений изобразительного искусства. 1. Знакомство с натюрмортом.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Ознакомление детей старшего возраста с профессией парикмахераОзнакомление детей старшего возраста с профессией парикмахера Детям было очень интересно познакомиться с профессией парикмахер и узнать много нового о причёсках и стрижках В старшем дошкольном возрасте.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Проект. Ознакомление дошкольников с городом – основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработала:.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины»Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через ознакомление с Достопримечательностями малой Родины» Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля
Опубликовано: 25 мая 2019 в 21:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД