Папки-передвижки

Конспект мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие в страну вулканов» в подготовительной группе

валерия налебашвили
Конспект мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие в страну вулканов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Методическая разработка

мастер-класса

по экспериментальной деятельности

(Познавательная область)

подготовительная группа (6-7лет)

«Путешествие в страну вулканов»

Воспитатель: Налебашвили Валерия Ильинична

г. Петропавловск-Камчатский

2022 год

Содержание

Введение___3

Пояснительная записка ___4

1. История создания солёного теста___6

2. Технологический этап___7

Публикация «Конспект мастер-класс по экспериментальной деятельности „Путешествие в страну вулканов“ в подготовительной группе» размещена в разделах

2.1. Инструменты и материалы___7

2.2 Полезные советы___9

2.3 Рецепты приготовления соленого теста___10

2.4 Способы сушки и лакирование изделия___15

Заключение___14

3. Конспект проведения масстер-класса «Путешествие в страну вулканов»

в подготовительной к школе группе___15

Введение

В последнее время уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляет работа с соленым тестом. Лепка-очень увлекательное занятие.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы. Развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие. Так же работа с тестом приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными.

К тому же солёное тесто несёт в себе массу положительной энергии. На занятиях дети работают в непринуждённой обстановке, общаются, делятся впечатлениями, помогают друг другу. Развиваются общение и коммуникативные способности.

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции поделки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать пуговицы разной формы и фактуры.

Солёное тесто – это один из самых доступных материалов для лепки, к тому же оно совершенно безопасно для маленьких детей, в отличии от пластилина. После лепки из солёного теста руки остаются чистыми, их достаточно помыть под водой.

Пояснительная записка.

Испокон веков в народе пластический талант проявлялся ярко и разнообразно: и в резьбе по дереву, кости и камню, и в причудливейшей лепной керамике, и в рельефной чеканке по металлу. Рельефы, на которых изображались аллегорические композиции и богатый орнамент, использовались в качестве украшений, в убранстве внутренних помещений храмов и дворцов.

Скульптурный рельеф применяется и в произведениях прикладного искусства.

Современная жизнь изобретает всё новые материалы, используя подчас самые неожиданные, для создания своих работ. У профессионала обычно безукоризненно отлажена связка: глаза-мысль-рука. А любой жизненный материал содержит в себе саморазвивающееся художественное зерно, которое мастеру остаётся только произрастить.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОУ при организации и проведении занятий лепкой с детьми дошкольного возраста. Здесь представлена история тестопластики, варианты приготовления солёного теста, способы окрашивания, сушки, лакирования.

Актуальность.

Занятия лепкой из теста помогут решить ряд задач:

1. Приобщить детей к народному искусству;

2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности;

3. Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

4. Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

5. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Проблематика. Теоретическое обоснование практических приемов обучения тесто пластике, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.

Личные открытия. В процессе работы с соленым тестом у детей наблюдаются положительные тенденции к более тесному общению со своими сверстниками, раскрепощенность, коммуникабельность, расширяется кругозор, любознательность, дети предлагают свои оригинальные идеи по изготовлению новых изделий у них улучшается настроение, приобретается опыт в работе не только с тестом, но и другими пластичными материалами.

Новизна. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Работа с тестом полезна детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как оно нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний! В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в школе на уроках тесто пластики помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу.

Практическое применение полученных знаний. Изделия из соленого теста имеют широкое применение в быту, как изделия декоративно-прикладного характера. Они служат для украшения интерьера, используются в качестве подарков, игрушек.

1. История создания солёного теста

Говорят, новое – это хорошо забытое старое. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками.

2. Технологический этап.

2.1. Инструменты и материалы

-Маленькая скалка и доска - для раскатывания теста.

-Кухонный нож - для обработки краев изделий и нанесения рельефных рисунков.

-Баночка с водой,

-Большая кисть с грубой щетиной и несколько маленьких мягких - для смачивания изделия водой, раскрашивания.

-Противень.

-Медальоны, брошки, бутылочные пробки, рельефные пуговицы, зубочистки, расчески и другие предметы с интересным рельефом - для нанесения на изделие рисунков, оттисков и линий.

Все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.

Мука: Лучше использовать недорогие сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и других добавок.

Ржаная мука придает готовому (просушенному) изделию теплый коричневый оттенок, но если тесто замесить только на ржаной муке, оно получится твердым, неэластичным, а при лепке будет крошиться. Вот поэтому ржаную муку смешивают с пшеничной.

Блинную муку брать не в коем случае нельзя!

Вода: Воду в тесто добавляют понемногу и только холодную.

Соль: Соль должна быть мелкой и однородной. Излишек соли может придать тесту ломкость и хрупкость, а после сушки на изделии могут появиться трещины.

Клей: Перед добавлением, в тесто, сухой обойный клей разводят теплой водой до консистенции сметаны или заменяют клеем ПВА.

Краски: Готовые изделия раскрашивают либо масляными, либо водорастворимыми красками (гуашь) при этом краска не должна быть слишком жидкой.

Тесто можно также окрасить до начала лепки пищевыми или натуральными красителями: какао-порошок, свекольный сок и другие.

Лак: Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки.

2.2 Полезные советы

-Воду для замешивания нужно использовать очень холодную. Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.

-Чтобы тесто в процессе лепки не рвалось и не крошилось, его нужно хорошо вымесить и размять.

-Тесто не должно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет – немного муки.

-Излишки теста во время работы накрываем салфеткой, чтобы тесто не сохло.

-Соленое тесто прекрасно хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакетике или в контейнере с плотно закрывающейся крышкой. Используйте его по кусочку по мере необходимости, потому что готовое тесто на воздухе быстро покрывается сухой корочкой, которая портит внешний вид изделий.

-Лепить изделия из теста и украшения для них нужно на противне: в этом случае обратная сторона изделия останется ровной.

-Чтобы избежать трещин, сушите поделки в помещении без перепадов влажности.

-Если изделие треснуло при сушке:

1-й способ:

Нужно замазать трещину тем же соленым тестом и ПВА. Чтобы замаскировать замазку (заплатку, намочите палец и потрите место замазки, чтобы скрыть следы маскировки и получить ровную поверхность.

2-й способ:

Прячем трещину за элементами декора. Треснутое место можно закрыть веточкой, цветочком, камушком и т. д., по сюжету вашей поделки.

-Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют свойство разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При этом лак должен быть достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии останутся пятна. Лучше всего для этой цели подходит лодочный лак или паркетный. Но и лаки бывают разные – матовые или глянцевые.

-Получить интересный рельеф на поделке из соленого теста можно любыми подручными средствами. Стеком (ножом) можно сымитировать кирпичную и

каменную кладку и рисунок древесины. Можно отпечатать на тесте любые предметы, которые найдутся у вас дома: пуговицы, насадки для кондитерского шприца, макароны, листья и веточки деревьев, клеенку/салфетку с выпуклым рисунком, грубую ткань типа мешковины. Посмотрите новым взглядом на привычные предметы, вы обязательно найдете что-то оригинальное.

Для имитации шероховатой поверхности, меха, прически и многого другого помогут чесноковыжималка и не очень мелкое ситечко.

При помощи чесноковыжималки можно сделать различные прически. Если при использовании чесноковыжималки тесто будет выходить из всех дырочек сразу, то полученная лапша окажется очень короткой и будет постоянно слипаться, поэтому для удобства работы этим инструментом необходимо заклеить ненужные дырочки изнутри скотчем или чем-то иным. Если оставить свободными 4-6 дырочек, этого будет вполне достаточно.

Чтобы продавить более тонкие колбаски, воспользуйтесь ситечком. Смочите поверхность, на которую нужно приклеить «волосы», водой и постепенно, небольшими порциями перенесите с помощью ножичка выдавленное из ситечка тесто. По мере необходимости выдавливаются новые порции.

2.3 Рецепты соленого теста

Рецепт № 1:

1 стакан муки, 1 стакан соли, 5 ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок, а можно и краски из набора для окраски пасхальных яиц. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить все вместе.

Рецепт № 2:

1,5 стакана муки, 1 стакана соли, 125 мл. воды. Воду добавлять по чуть-чуть и замесить тесто как на пельмени.

Рецепт № 3:

2 стакана муки, 1 стакан крахмала, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, можно добавить 2 ст. ложки клея ПВА. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока оно не станет упругим.

2. 5 Способы сушки и лакирование изделия:

Сушка в духовке электроплиты: Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Затем 30 минут - при температуре 1000С, потом еще 30 минут - при 1250С и 1 час - при 1500С.

Сушка в духовке газовой плиты: Сушить так же, как и на электроплите, только времени потребуется в 2 раза больше.

Если по изделию видно, что температура велика, ее можно снизить, приоткрыв дверцу духовки.

Воздушная сушка: Самый экономичный, но и самый длительный способ. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно (за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя).

Комбинированная сушка: Этот способ более всего подходит для объемных лепных украшений. Сначала изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Подрумянивание: После сушки, не извлекая изделие из духовки, его можно подрумянить, подняв температуру до 2000С.

Раскрашивание готовых изделий: Сначала вы красите все изделие «по-малярному», то есть в основные цвета. Например, платье - в один тон желтого, бочонок - в один тон коричневого. И только потом, после высыхания, начинаете добавлять какие-то оттенки для объема и большего правдоподобия.

Важно: Следует учитывать, что для сушки крашеных изделий нельзя устанавливать температуру выше 750, иначе цвет может измениться. Если не досушенное изделие затем покрасить или покрыть лаком, то краска может потрескаться.

Лакирование: Лак не только придает блеск и законченность поделке - он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения.

Для лакирования изделий из соленого теста используют как жидкий, так и густой прозрачный лак.

Жидкий выглядит на изделии более привлекательно: он придает зеркальный глянец и подчеркивает яркость красок.

Однако в использовании такого лака есть определенное неудобство: его нужно наносить много раз, поскольку он очень быстро впитывается.

Густой лак придает украшениям матовый блеск, однако им достаточно покрыть изделие 1 - 2 раза, а от действия влаги и крошения он защищает изделие гораздо надежнее жидкого.

Заключение.

Детское творчество, а тесто пластика является одним из видов творчества - это «эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей детей дошкольного возраста в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны».

Любое изделие из соленого теста, находящееся в доме, - символ богатства и благополучия в семье: и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой» Цель: Ознакомление детей со свойствами.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?» Цель: познакомить детей с природными явлением-вулканом, причиной его извержения. Ход занятия Воспитатель начинает занятие с загадки про.

Автор публикации:
Конспект мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие в страну вулканов» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 04:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класс по экспериментальной деятельности «Путешествие в страну вулканов» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем валерия налебашвили (УИ 1782057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД