МААМ-картинки

Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»

Светлана Гусева
Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»

В своей работе по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я ставила следующие цели: формирование у детей начала экологической культуры, воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Публикация «Методическая разработка „Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах

Для достижения положительных результатов работы ставились следующие задачи:

1. Создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализация новых представлений об универсальности и самоценности природы.

2. Показать родителям необходимость воспитание у детей экологической культуры, используя личный пример.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).

У старших дошкольников достаточно богатый опыт, багаж знаний, умений и навыков, поэтому работа была направлена на расширение, уточнение и конкретизацию представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса; об условиях жизни комнатных растений, об изменениях в жизни животных и растений в зависимости от сезонных изменений, происходящих в окружающей среде, закрепление умений правильно вести себя в природе (в природе нет ничего лишнего).

Для этого я использовала разные формы организации, методы (наглядные, практические, словесные) и приемы.

Мы много читаем с детьми художественной литературы природоведческого содержания В. Бианки, М. Пришвина Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Н. Павловой, С. Соколова-Микитова, А. Лонгинова и других писателей, их произведений которых мы узнаем много интересных фактов из жизни животных и растений. Также знакомимся и учим стихотворения поэтов о природе, таких как А. Пушкин, А. Блок, А. Твардовский, Ф. Тютчев и др.

Для умственного развития детей очень эффективно использование речевых логических задач, которые помогают поддерживать интерес детей к природе, развивают у них умение наблюдать, замечать происходящие изменения, развивают логическое мышление и речь детей.

Материал для составления задач легко найти в книгах писателей-натуралистов о природе. Используем в работе загадки, разгадываем их и учимся придумывать загадки самостоятельно, выделяя характерные признаки предметов и явлений.

Также проводим беседы, словесные игры («Да-нет», «Угадай, что где растет», «Когда это бывает»).

Рассматриваем репродукции картин, различные иллюстрации о временах года, о животных и растениях, о сезонном сельскохозяйственном труде людей.

Используем в работе наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в процессе опытов (за водой, песком, глиной, за условиями, необходимыми растениям и животным).

В группе имеется аквариум как экосистема водоема в миниатюре. Здесь мы можем наблюдать, как ведут себя жители водной стихии.

Календарь природы помогает нам выделять обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений.

Для того чтобы детям было легче находить существенные признаки, связи и отношения в окружающем природе, мы используем схемы.

В старшем дошкольном возрасте используется дежурство в уголке природы, в результате которого дети учатся самостоятельно определять необходимость того или иного труда. В теплое время года дети трудятся на огороде и в цветнике.

Для систематизации знаний у детей об окружающем мире мы используем разные виды игр ( подвижные: «Волк и овцы», «Гуси-гуси», «Коршун и наседка», «Белочка - на дереве, собачка - на земле»; дидактические: «Кто где живёт», «Что где растет», «Что сначала, что потом», «Четвертый - лишний», «Чей клюв», «Найди листья плодов», «Кто живет одной семьёй», «Собери картинку» и др.)

В результате проделанной работы по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» у детей формируется не только система знаний, умений, навыков об объектах окружающей природы. Они также учатся переживать, сочувствовать, осмысливают свои поступки, бережно относятся к окружающему нас растительному и животному миру. Дети с удовольствием принимают участие в играх, в трудовой, опытнической деятельности, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности (в рисунках, аппликации, лепке, на занятиях по ручному труду, в самостоятельной деятельности, замечают и радуются «чудесам» окружающего нас мира (радуга, снег, туман, появление первого листочка, превращение гусеницы в бабочку и т. д.).

Добиться высоких результатов сформированности экологической культуры дошкольников можно лишь тогда, когда будет создана обогащенная развивающая предметная среда. Организация разных видов деятельности в этой среде пробуждают инициативу, стимулирует творческую активность детей. И все же главными условиями следует считать духовность взрослых и реальные её проявления во взаимоотношениях с окружающем миром.

Список литературы:

1. Аветисян Л. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание, 1982, № 10.

2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, М. «Просвещение», 1978, 103 с.

3. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1971, 192 с.

4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. 1973.

5. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. Л. 1976.

6. Грецова В. Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе. / Сб. : Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., Уч

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей» Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: - развитие экологических представлений, знаний.

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей второй Пояснительная записка Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте.

НОД по чтению художественной литературы «В гостях у сказки «Колобок» для детей с умственной отсталостью легкой степени Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа)Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа) Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Организация трудовой деятельности (посев семян) с последующем.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами.

Методическая разработка проекта «Птицы — наши друзья» для детей 4–5 лет Методическая разработка проекта на тему «Птицы – наши друзья» для детей 4-5 лет Актуальность проекта: Мир, в котором мы живем, становится.

Научно-практическая работа Окружная научно- практическая конференция младших школьников «Я познаю мир» Секция «Здоровый образ жизни» Мои секреты здоровья Выполнил:.

Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания Опыт работы по речевому развитию детей через экологическое познание мира в старшей логопедической группе «Радуга» (апрель 2014г.) восп-ли:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 13:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД