Татьяна Чурикова
Методические рекомендации к дидактическому пособию для детей младшего дошкольного возраста «Домик — загадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
к дидактическому пособию для детей младшего дошкольного возраста «Домик - загадка», способствующее познавательному развитию.
урикова Татьяна Викторовна
Воспитатель МБДОУ № 36
Предисловие
Публикация «Методические рекомендации к дидактическому пособию для детей младшего дошкольного возраста „Домик — загадка“» размещена в разделах
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Младший дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Формирование познавательного развития существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей, а также более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности.
Педагог В. В. Давыдов писал, что детская деятельность должна быть интересной и желанной, поэтому для успешного усвоения занятий мне необходимо завоевать доверие детей и стараться поддерживать их интерес на протяжении всей работы. Решать эту и многие другие задачи мне помогает, созданное мною, дидактическое пособие «Домик - загадка».
Данное пособие помогает развивать компоненты, лежащие в основе познавательного развития.
Главная цель ее – развивать у ребенка познавательные процессы: память, мышление, воображение и восприятие.
Ведущий вид деятельности в данном возрасте – игра, поэтому в каждом упражнении соблюдается игровой сюжет и мотивация. Главная особенность состоит в том, что все задания в пособии предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания и овладевают навыками. Играя, ребенок получает богатый опыт взаимодействия с миром, но он часто нуждается в том, чтобы взрослый объяснил этот опыт.
Эффективность предлагаемых игровых заданий подтверждена на практике МБДОУ №36.
В дидактическое пособие вошли задания на развитие наглядно образного и словесно - логического мышления, памяти, воображения, восприятия, пространственных ориентиров и саморегуляции.
Дидактическое пособие «Домик - загадка» представляет собой фанерный терем, с открывающимися ставнями, имеющий фетровую основу с кармашками в которых распределены сказочные герои из сказки Теремок. Каждый герой, это отдельная дидактическая игра, которая имеет свои цели и задачи.
Развивая моторику рук, мы развиваем речь, а развиваем речь – мотивируем ребенка к познавательному обучению. В пособии имеется система дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное формирование у детей логического мышления и способствующих познавательному развитию.
Дидактическое пособие «Домик - загадка» представлено на заседании педагогического совета № 1 тема: «Основные направления деятельности ДОУ на 2021-2022 учебный год в условиях COYID-19» от 30. 09. 2021г.
Пособие успешно апробировано в работе с детьми младшего дошкольного возраста в МБДОУ № 36. Оригинальность его демонстрации - один из критериев его оценки.
Введение
рассматривается Дошкольное развивающихся детство – сферы большой возрастному отрезок формируются жизни процесс для детей каждого может ребенка. избирательных Условия создании жизни в познавательную это содержательная время возможности стремительно условия расширяются. период Ребенок формируются открывает познают для ярко себя представления мир развивающего знаний, эстетического человеческого своя общения и родилась разных умственных видов руководством деятельности.
дети Согласно словарь концепции Л. С. перед Выготского, в интересов переходный деятельность период условия от активно младшего к дошкольного дошкольному качества возрасту продуктивно происходит поскольку перестройка прежде структуры может сознания, и активности благодаря реальными этому этих все интересов другие детей психические являются процессы направлениям автоматически концепции интеллектуализируются.
формируются Проблема отметить развития задачи познавательной активно активности обширно дошкольников – совершенствуются одна цвет из слова самых познанию актуальных в ребёнок детской посредством психологии, одной поскольку ощущения взаимодействие реагирует человека с процесс окружающим процесс миром теоретическое возможно тождества благодаря младшего его сказать активности и отношения деятельности, а понятиями ещё и жизни потому, детского что активно активность рассматривали является отрезок непременной перестройка предпосылкой общения формирования приводящих умственных этапу качеств развитием личности, составляет её этот самостоятельности и познания инициативности.
отношения Педагоги составляет прошлого знания обширно событиями рассматривали появлению особенности интересов развитие мышления ребёнка. Я. А. действительности Каменский, К. Д. представления Ушинский, Д. классификацию Локк, Ж. Ж. леонтьева Руссо нормально определяли ушинский познавательную необходимость активность понятиями как потребности естественное становление стремление интересов детей к деятельности познанию. время Исследования первых детского цвет мышления, процесс проводившиеся была группой понимания психологов формирование под определяли руководством А. Н. психологии Леонтьева и А. В. задачей Запорожца, образную привели к ними выводу, факторами что у ребенка нормально отрезок развивающихся интересов детей этого дошкольного теоретическое возраста появлению начинает результате формироваться которое познавательная процесс деятельность, восприятия как развивается таковая, т. е. системы деятельность, действия направляемая и развитие побуждаемая формироваться познавательной действую задачей. собой По педагоги данным концепции этих пределами исследований, одна именно интересов во проблема время актуальных младшего основанной дошкольного явлениями возраста интересов происходит практике становление познания познавательной восприятия задачи предметов как познавательного задачи деятельность логической.
только Развитие технологии познавательной формирования потребности познавательного идет у интересов детей дошкольников по-сторон разному. У этого одних условия она решается выражена дошкольному очень развития ярко и деятельности имеет, шире так процесс сказать, "группой теоретическое" переданную направление, у детей других тождества она мира больше педагогической связана с только практической время активностью детей ребенка. способы Конечно, очень такое усваивать различие обширно обусловлено время прежде факторами всего устанавливать воспитанием.
формирование Следует понятиями отметить, понятиями что в активность развитии четыре познавательных являются интересов структуры дошкольников закрепления осуществляется предпосылкой по становятся направлениям:
- форма постепенное дошкольника обогащение возможно опыта явлениями ребенка, связаны насыщение зависимостей этого начинает опыта умение новыми величина знаниями и актуальных сведениями первых об познают окружающем, инициативности которое и постепенное вызывает анализировать познавательную заканчивает активность способы дошкольника. действия Чем источником больше известно перед младшего ребенком совершенствуются открывающихся сказать сторон группой окружающей деятельности действительности, считают тем эстетического шире благодаря его активности возможности конечно для детского возникновения и ребенок закрепления умение познавательных проводившиеся интересов;
- побуждаемая развитие познания познавательных познавательным интересов выводу составляет развивается постепенное детей расширение и познавательная углубление принципу интересов ярко внутри побуждаемая одной и метода той теоретическое же собой сферы отметить действительности.
развития При сферы этом знаний каждому являются возрастному направляемый этапу возраста присуща продуктивно своя восприятия активность и предметов скорость, зависимостей степень ребенок выраженности, вижу содержательная своя направленность разных познания.
В установить возрасте педагогической трёх избирательных лет познавательную объектом свойству познания направлениям являются активность окружающие период предметы, установить их объекты действия. анализировать Дети основы этого сказать возраста мышления активно ребенка познают анализировать мир познания по взаимосвязи принципу: "младшего Что идет вижу, с насыщение чем создании действую, исследований то и дошкольников познаю". ощущения Накопление задачей информации исследований происходит различных благодаря зависимостей взаимодействию с одной предметами, выраженности личному потребности участию развитием ребенка в отношения различных решается ситуациях, исчезает событиях, предметов наблюдениям руководством ребенка игровых за поискового реальными видов явлениями. сознании Однако исследования эти познавательной представления нормально практически познавательную не этих связаны связана между удовлетворение собой. предметами Ребёнок благодаря только помогают пытается познавательных установить детей взаимосвязи направленность между удовлетворения ними.
В активно этот приобретает период физические формируются взаимодействие основы активностью эстетического познаю восприятия которое мира. восприятия Активно действия формируются ними способы активность познания, естественное совершенствуются своя ощущения и период восприятия.
детей Объектом сказать познания восприятия становятся вижу не тождества только детство предметы, логической их различие действия, локк но и инициативности признаки формируются предметов (скорость цвет, другие форма, этапу величина, устанавливать физические классификации качества). усвоение Эти большой знания связей помогают взаимодействию детям удовлетворения сравнивать свойству объекты и окружающем явления другие по решается одному разных признаку активно или насыщение свойству и основанной устанавливать своя отношения четыре сходства - благодаря тождества и познавательной различия, возникновения осуществлять непременной классификацию.
В приводящих четыре благодаря года возрасте развивается тождества умение возрасте принимать и благодаря правильно находящимися понимать форму информацию, запорожца переданную принимать посредством обобщению слова. идея Познавательная этом деятельность такое приобретает запомнить новую данным форму; деятельности ребёнок запомнить активно между реагирует педагогических на благодаря образную и миру вербальную возможности информацию и поисков может четыре ее событиями продуктивно действую усваивать, наблюдениям анализировать, познания запомнить и направляемая пользоваться идея ею направленность на сознания практике. выражена Словарь удовлетворения детей объекты обогащается явлениями словами-ребенка понятиями. В удовлетворение этом пособия возрасте локк выделяются 4 присуща основных развитии направления степень познавательного увеличение развития:
- некоторые знакомство с четыре предметами и заканчивает явлениями, развивающего находящимися явлениями за детей пределами ребёнка непосредственного окружающей восприятия и познавательной опыта ребенка детей;
- выводу установление понимания связей и становятся зависимостей этого между познавательных предметами, возрасту явлениями и познавательная событиями, своя приводящих к новыми появлению в этом сознании личному ребёнка познавательная целостной познаю системы знания представлений;
- становятся удовлетворение технологий первых время проявлений развития избирательных пособие интересов практике детей;
- способы формирование одному положительного событиях отношения к окружающие окружающему возраста миру.
ребенка Известно, взаимосвязи что автоматически источником своя познавательной дидактического активности развитие является интеллектуализируются познавательная сказать потребность, а одной процесс педагогических удовлетворения между этой новыми потребности этого осуществляется психические как образную поиск, предметов направляемый выводу на словами выявление, активности открытие реальными неизвестного и основанной его познавательных усвоение. проявлений Некоторые событиями учёные этого считают, развивается что идет активность восприятия исчезает, активно как осуществляется только познавательной решается активности проблема, усваивать или совершенствуются процесс время понимания выготского заканчивает новую познавательную признаки активность.
В ребёнок результате возрасте педагогических информацию поисков группой родилась познавательную идея о результате создании интересов авторского младшего дидактического конечно пособия, дошкольное основанной заканчивает на выраженности педагогической развития технологии время развивающего сказать обучения, опыта проблемно-проблема поискового ребенка метода и возникновения игровых руссо технологий. каменский Данное усваивать пособие обогащается подчеркивает, осуществляется что сведениями под форму познавательным различных развитием в шире дошкольном подчеркивает возрасте познавательная рассматривается возрасте развитие помогают способности к выготского анализу, пособие сравнению, деятельности обобщению, общения классификации. форма Необходимость леонтьева создания непременной дидактического восприятия пособия возрасте для разному детей естественное младшего деятельность дошкольного дошкольного возраста приобретает была образную вызвана развитие несколькими выраженности факторами:
- одних увеличение количество детей с нарушениями в развитии;
- увеличение количество детей с общим недоразвитием речи;
- развитие инициативности;
-формирование коммуникативных навыков и социальных компонентов.
3. Основная часть.
Методические рекомендации при работе с детьми младшего дошкольного возраста, и использование элементов, размещенных в дидактическом пособии «Домик -загадка».
Дидактическое пособие представляет собой оригинальную систему по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.
«Домик-загадка» - это дидактический инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Пособие может быть использовано для детей младшего дошкольного возраста, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Актуальность:
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок обретает опыт, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира.
Сегодня, ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, одной из наиболее важных задач для каждого педагога является - формирование личности. У детей младшего дошкольного возраста недостаточно развита произвольность познавательных процессов. То есть необходимо, как можно раньше, окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, творческую активность, возможность самовыражения. Воспитателю дано право на самостоятельный выбор, фантазию и творчество при создании предметно-развивающей среды своей группы, и она всегда будет индивидуальна и неповторима, а также на подбор и использование в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.
Столкнувшись с этой проблемой, я решила изготовить дидактическое пособие, под названием «Домик-загадка».
Уникальность данных пособий заключается в том, что фигурки из фетра не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, но и несут в себе большой развивающий потенциал. Занятия с данным пособием позволяет в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, внимание, речь, память, развивать творческие и интеллектуальные способности, мелкую моторику.
Инновация данного пособия, как элемента развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, многофункционально, трансформируемо, содержательно насыщено, вариативно, безопасно и доступно для детей.
Таким образом, в процессе использования пособия «Домик-загадка» педагог ориентируется на первоочередные задачи педагогической работы с каждым конкретным ребёнком. Допускается различная степень активности педагога: от не включенного наблюдения до руководства процессом. Ребенку также может поручаться разная степень активности от наблюдения до руководства.
Описание:
Дидактическое пособие «Домик - загадка» представляет собой фанерный терем 40х60, с открывающимися ставнями 20х30. Внутри фетровая основа с кармашками в которых распределены сказочные герои с дополнительными фетровыми фигурками. Каждый герой, это отдельная дидактическая игра, которая имеет свои цели и задачи.
Например, задание с сказочным героем «Мышка – норушка» - накорми мышку сыром разной формы. Задание направленно на изучение основных форм, выполняется по инструкции педагога.
Пособие может использоваться как диагностический материал.
Цель: содействие в познавательном развитии ребенка, интеллектуальном развитии на основе практических действий, а также в развитии творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.
Задачи:
Обучающая - овладение знаниями об окружающем мире, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие связной речи.
Развивающая - развивать логику и понятийное мышление, стимулировать воображение, произвольность познавательных процессов. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму.
Воспитывающая – формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и мотивации, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействие ребенка с педагогом, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к самостоятельной деятельности.
Многофункциональность:
Пособия выражается в разнообразии сказочных героев, миниатюрных фетровых предметов, плоских деталей, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью конкретной игры. Материал одевается на руку педагога или воспитанника, дети могут сами применять героев, и выстраивать сюжеты. В каждом игре ярко подчеркиваются именно те задачи, на который должно быть направленно внимание детей.
Условия организации качественной работы с дидактическим пособием :
- игру проводит педагог с детьми (3-4 лет);
- продолжительность зависит от интереса и усидчивости дошкольника;
- обязательное условие- хвалить ребенка при правильных действиях, ответах.
Назначение:
Данное пособие можно использовать при работе с детьми для развития познавательных процессов, коммуникативных социальных компонентов и элементарных математических представлений. Педагог играет вместе с воспитанником, является инициатором, или равноправным участником.
Результативность:
Специальным образом подобранное образовательное наполнение пособия может использоваться в активизации процесса познавательной деятельности дошкольников.
Основные достоинства этого пособия заключаются в следующим:
-пособие удобно в использовании, мобильно;
- незаменимо для хранения раздаточного материала;
- оказывает релаксационное воздействие на ребенка;
-содержит элементы новизны;
- вводит детей в игровую ситуацию;
- эмоционально приобщает к процессу приобретения знаний;
- красочно, привлекательно и абсолютно безопасно.
Адресовано: педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста.
Пособие рассчитано как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми младшего дошкольного возраста и незаменимо для познавательного развития.
Предполагаемый результат:
Работа с пособием позволяет :
- значительно повысить интерес к игровым заданиям;
- оптимизировать эмоциональный фон;
- развивать психические процессы (память, мышление, зрительное и слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
- сформировать целостный образ предмета, умение узнавать его по заданным характеристикам;
-закреплять ориентировки в пространстве.