Папки-передвижки

Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

самарина маргарита
Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №36 г. Ангарска

Автор : Самарина Маргарита Владимировна

I квалификационная категория

Методическое пособие на тему : «рекомендации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Публикация «Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Пояснительная записка: В работе анализируется развитие произвольности познавательных процессов на музыкальных занятиях в детском саду с детьми ОВЗ. В качестве средства, повышающего произвольность, предлагается использовать элементарное музицирование импровизационно-творческую игру с элементами музыки (ритмом, темпом, тембром, динамикой).

Актуальность: Сегодня актуальность музыкального воспитания возрастает, как никогда. Поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формированиях таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Цель методических рекомендаций. Игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Подборка материала для музыкальных занятий для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме «Белый урок»

Цели : комплексное развитие музыкальности детей; объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира; создание условий для музыкально-творческой работы с различными образами, смыслами, навеянными белым цветом.

Задачи:

формировать представления детей о цвете, звуке, движении, а также их различных комбинациях;

вызвать эмоциональный отклик на глубокую выразительность белого цвета;

развивать творческое воображение;

развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования;

развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, художественными образами.

Пособия и материалы:

колокольчики, пальчиковые тарелочки, металлофоны, треугольник, коробочка, маракасы, детская арфа или цимбалы; стеклянные и хрустальные стаканы;

целлофан, мешочки с крахмалом, снежинки из капроновых бантиков, бумажные снежинки, белые конфетти, деревянные палочки, обернутые фольгой (по две на каждого ребенка, белые надутые шары.

Это занятие интегрированное, подготовка и проведение его будут совместным итогом работы музыканта и педагога по художественному творчеству, а также развитию речи. Предварительная работа не музыкантов в данном занятии очень существенна, поскольку именно она создает основу чувственного опыта и знаний, которые претворятся в художественные образы, преломятся в необычные ассоциации. Содержательная структура «Белого урока» имеет определенную логику: от прямого преломления и «омузыкаливания» опыта, связанного со смыслами «белый» — к более сложному и опосредованному.

Оформление музыкального зала : Мы предлагаем оформить в белой гамме.

Вход: Когда дети зайдут, обратите их внимание на оформление зала, рассмотрите его внимательно Фонограмма № 1 «Fiesta Mediteranea ' Rondo Veneziano». Спросите ребят как они могут охарактеризовать свои чувства и ощущения, который испытывают сейчас, каким словами они могут охарактеризовать белый цвет (чистый, холодный и т. п.) Разложите на полу листы белой бумаги разного оттенка и рассмотрите их, отметив едва заметную, но все-таки разницу.

Пусть дети прочтут стихи И. Шевчука:

Мне жалко бедный белый цист.

Его как будто бы и нет

Вот белый лист передо мной,

Всем сразу видно — лист пустой.

Но вдруг я вижу сквозь пургу —

Там лебедь мерзнет на снегу. .

Еще я вижу там и тут —

Цветы воздушные цветут.

И белый парус снега,

Кораблик изо льда,

И Новый год приходит,невидно, как всегда.

Покажите дальше детям белые листы, на которых заранее белой гуашью легкими контурами нарисована заснеженный домик, белая елка, снежные цветы, просто метель, парусник, облако, лебедь, и спросите их что они видят. Рисунки должны быть сделаны так, чтобы надо было приглядываться, стараясь что-либо увидеть определенное.

«Белая книга зимы». Закончив рассматривание рисунков, загадайте детям загадку: Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем. .(В. Данько)

Скажите детям, что на занятие принесли необычную книгу, которая называется «Белая книга зимы», как вы думаете, что это за книга, где ее можно увидеть и что в ней можно прочитать (ответы детей). Читать ее мы сегодня будем не только глазами. Закройте глаза и слушайте (звучит фонограмма зимней вьюги). Что это было? Может быть легкий летний ветерок? (ответы детей). Пусть каждый из вас сейчас попробует подуть на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук бьл похож на завывание метели.

Играем и рисуем. Скажите детям, что это подул холодный зимний ветер, загудела метель. Послушайте еще раз фрагменты записи звуков зимней бури. Затем, глиссандируя голосом на звуке «у», вместе с детьми изобразите завывание зимнего ветра. Рукой «рисуйте» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури». Обратите внимание детей на эмоциональную окраску звука: страшно и неуютно становится от такого ветра.

Ме-тель гу-дит, в тр-убе шу-мит.

Очень страшно одному,

А метель все «У-у» да «У-у»!

Скажите, что сейчас прямо в зале вы сможете устроить настоящую метель — белую кутерьму. Возьмите белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывайте ее понемногу вверх и дуйте вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе. Не забудьте в это время включить фонограмму метели.

Импровизируем и танцуем. «Снежные бабочки». Музыка «Вальс» В. Моцарта. Сделайте из фольги небольшой бантик, прикрепите его на косметическую палочку, чтобы получилась бабочка. Во время танца дети двигаются произвольно, вращая в руках бабочки, опуская и поднимая руки. Предложите им самим придумать танец, вспомнив, как порхают настоящие бабочки, собираются в кружочке, пары, играют друг с другом. Скажите им, что этот танец похоже на сказочную метель! Покажите детям несколько белых листов А-4, на которых бледной краской изображены следы зверей и птиц на снегу, о которых идет речь в стихотворении С. Маршака:

Это — снежная страница.

Вот по ней прошла лисица,

Заметая след хвостом…. Стихотворение можно по желание элементарно инсценировать в костюмах. Тогда педагог показывает следы, а ребенок двигается.

Фантазируем и рисуем. Предложите детям тоже что-нибудь написать в книгу зимы. Листки синей бумаги раскладывают на полу, и дети, макая палец в муку, оставляют снежные следы на бумаге (снежинки). Спросите детей, что они написали в книге зимы?

Поем и играем. «Снежный ком». Вспомните с ребятами, как зимой искрится и хрустит под ногами снег, звенит ледок, весело смеются ребята, играя в снежки. Спойте и инсценируйте как игру песню Е. Попляновой «Снежный ком». Игра сопровождается очень простым движением: все дети двигаются врассыпную под музыку, вращая перед собой предплечья, имитируя катящееся движение снежного кома. Обратите внимание, что нужно сделать ускорение перед тем, как дети падают на пол. На последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол.

Вариант: дети двигаются в маленьких кружочках по)-4 человека, постепенно ускоряя движение.

Импровизируем и озвучиваем стихи. Скажите детям, что хотите им прочитать стихи про снежинки, по стихи музыкальные. Чтобы снежинки могли танцевать, нужна музыка. Предложите детям ни металлофоне импровизировать танец пушистых снежинок, соответственно содержанию стихотворения А. Липецкого, сопровождая его импровизацией.

Снежинки пуховые, Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном

И устилаете Блестящим серебром.

Но когда сердитый Дед Мороз стукнет своим волшебным посохом, снежинки из пушинок превращаются в «хрустики» : хруп-хруп слышится под ногами.

Для озвучивания стихотворения И. Токмаковой «Снег, снег» используйте целлофан, а еще лучше небольшие мешочки с крахмалом. Ритмично сминая его на слова «снег, снег», дети создают красочный аккомпанемент к стихам. Поэкспериментируйте также с целлофаном разной толщины. Спросите детей, какой вариант звучания больше похож на скрип настоящего снега. Для озвучивания храпа медведя подойдет рубель, расческа и т. п. В конце стихотворения необходимо сделать диминуэндо, ритмично сжимая мешочки с крахмалом — дети как будто тихо уходят подальше от опасного места.

Как на горке — снег, снег, й под горкой — снег, снег,И на елке — снег, снег,И под елкой — снег, снег. А под елкой спит медведь,Тише, тише, не шуметь.

Танцем и рисуем. «Карандаши Деда Мороза». Муз. С. Слонимского «Рондо».

Прочтите вдвоем с кем-нибудь из детей стихи Г. Ладонщикова:

П: Не рисовал ни я, ни ты —

Откуда ж на окне цветы?

Р: Пока я спал, пока он спал,

Их Дед мороз нарисовал!

На окне старик Мороз Льдинкой росписи нанес!

Педагог предлагает детям, используя ледяные папочки тоже попробовать рисовать снежные узоры, как дед Мороз, только на ковре.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках по две серебряные палочки — карандаши деда Мороза. На первую часть музыки все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки. На вторую часть останавливаются лицом в круг и по команде педагога все вместе выполняют какое-нибудь движение палочками — рисуют: стучат ими, ударяют легко по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу и т. п.

Затем каждый из своих двух палочек делает любой узор, положив их произвольно на полу перед собой (без музыки). Когда все узоры готовы, дети под музыку, стоя на месте, рассматривают их, хлопают в ладоши и на конец ее берут снова палочки.

Игра повторяется сначала, но теперь дети составляют узор вдвоем из 4-х палочек и вчетвером из 8-ми. С ребятами, имеющими опыт совместной коллективной работы, можно попробовать сделать узор группой из 8 человек. Научите детей не толпиться, а дожидаться терпеливо своей очереди, чтобы красиво положить свою палочку в общий узор.

Не обязательно узор должен быть похож на что-то определенное: снежинку землю или солнышко. Замечательные фантастические и причудливые узоры получаются, если класть палочки произвольно и постепенно одна после другой. В конце игры рассмотрите большие красивые узоры и похлопайте в ладоши художникам под музыку.

Поем, играем и танцуем. Спойте с детьми детям песню «Снегопад», сл. Э. Фарджен и предложите 2-3-м из них аккомпанировать вам на колокольчиках, треугольнике, хрустальных стаканах.

Снег идет, снег идет,

Снег повсюду бродит.

И откуда он идет,

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье,

Снег идет наугад,

Словно сновиденье.

Сны земли, сны небес

Видит, засыпая

Белый сад, белый лес,

Снегом засыпая.

При повторном исполнении песни предложите девочкам танцевать во время исполнения песни, подобрав подходящие движения Подскажите детям, что снежинки иногда собираются в красивые звездочки, танцуют друг с другом в ларах, опускаются на землю. Приглушите в зале свет или топочите снежный шар, если он у вас есть — и начинайте творить волшебство. «

«Снежный балет». «Зимняя колыбельная». Музыки Ф. Шпиндлера «Колыбельная». Для этой части занятия сделайте детям белые снежинки из капроновых бантиков, собрав 1 метр с помощью прочной низки цветочком и прикрепив снизу резинку для пальчика. Снежинка надевается на средние пальцы каждой руки как перстенек. Небольшие пушистые «тычинки» из белой фольги могут быть дополнительно приколоты маленькой булавкой в середину снежинки — так она будет гораздо красивее.

Закончив петь с детьми песню, продолжите это волшебное представление: сыграйте им «Колыбельную», под которую девочки будут продолжать танцевать, а к ним подключатся и мальчики с серебряными ниточками в руках. Педагог на фоне музыки может прочесть очень тонкое и поэтичное стихотворение М. Байнихатиса «Снежный балет».

Ветер снежинки гонит и гонит.

Кто там поет за стеной?

Это Морозец — маленький гномик

Дует в рожок ледяной.

Музыка ветра, зимняя песня

Слышится снова чуть свет.

Кружат снежинки, словно танцуют

Зимний метельный балет.

В конце танца девочки могут снять свои снежинки с рук и украсить им ковер в зале. На пол можно также вместе с детьми положить и вырезанные бумажные снежинки и серебряные ниточки. Полюбуйтесь вместе под музыку чудо-ковром, который сделали вместе с ребятами! Пусть они попробуют по нему осторожно походить. {Затем соберите с пола все, что будет мешать детям двигаться).

Шутим и играем. «Льдинки-снежинки». «Полька», муз. анонима или фонограмма № 2 «La Bastringue». Это игра с фиксированными движениями. У девочек — снежинки, у мальчиков — маленькие колокольчики.

«Вспоминаем и фантазируем». «Где живет белый цвет?» Спросите детей, только ли зимой в природе можно увидеть белый цвет, белую метель? (ответы детей). Конечно, весной, когда цветут деревья (вишня, черемуха, слива, яблоня, они похожи на заснеженные. Про цветущие вишневые сады говорят: «Как молоком облитые стоят сады вишневые». А их лепестки, облетая под порыва ветра, похожи на шлейф метели, точно такой, какую мы с вами недавно делали сами. Когда цветет тополь, то в воздухе летает белый пух •— настоящая зима весной. Только как же нам перебраться из зимы в весну? У нас Вова (Лена) знает секрет.

Ребенок читает стихотворение А. Барто:

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы!

Смотрю я в стекляшку зеленого цвета —

И сразу зима превращается в лето!Раздайте детям кусочки зеленой прозрачной пластмассы, пусть они посмотрят сквозь них на украшение в зале. Можно использовать пластиковые бутылки от воды разного оттенка, зеленые прозрачные папки и уголки для документов.

Импровизируем и танцуем. «Вальс фруктовых деревьев». Любой вальс или фонограмма № 3 «Le muse». Вначале выбегают мальчики с пучками тонко нарезанной зеленой гофрированной бумаги (25-30 см, импровизированно двигаются и кладут «зелень» на пол. Затем танец продолжают девочки с бело-розовыми цветами на руках (розовая серединка прикалывается вместо белой). Несколько девочек могут взять легкие белые и розовые газовые платки. В конце танца цветы также раскладываются на полу ковром. Обязательно полюбуйтесь рукотворным ковром с детьми, скажите, что они сами его сделали. Отметьте, каким другим (живым, теплым) стал здесь белый цвет от соседства с розовым.

«Фантазируем и вспоминаем». «Белая гамма». Слова Т. Тютюнниковой. Спросите детей, что бывает в жизни белым? Вспомните животных, предметы, природу, сказки (Белоснежка, привидение) и т. п. Обратите внимание детей у пианино есть клавиши черные и белые. Некоторые мелодии можно сыграть только на белых клавишах. Если сыграть все ноты от ноты До до другой ноты До, то получится «белая гамма». Исполните с детьми эту веселую песню. Она не только про гамму.

«Фантазируем и исполняем». «Убежало молоко». Ритмодекламация на муз. В. Гаврилина, стихи М. Бородицкой. Спросите у детей, что пьет, по их мнению Приведение, раз оно такое белое. Наверно, только молоко. Сейчас редко кто из детей видел, как кипятится молоко, как оно поднимается пушистой белой шапкой, «убегает» из кастрюли и как покорно в нее возвращается, лишь только выключишь огонь. Обо всем об этом рассказывает ритмодекламация, которую сделала С. Коротаева.

Данный номер требует специального предварительного и достаточно тщательно разучивания, только в этом случае можно рассчитывать на эстетический эффект. Воспитателям придется поработать с детьми над легкостью артикуляции, четкостью дикции. Если с детьми выучить этот номер не будет времени, его может исполнить воспитатель как сюрприз для детей.

«Учимся, играя». «Белые смыслы». В заключении занятия поговорите с детьми, что иногда белым называют то, что и увидеть никак нельзя. Например, говорят, что бываю белые мысли. Наверно бывают и черные. Какие это мысли? Конечно хорошие, добрые. Предложите каждому ребенку придумать свою «белую мысль» и высказать ее вслух, пожелав друг другу что-нибудь хорошее.

Расскажите детям, что есть особый танец, который называется «белый» — это танец, когда девочки приглашают мальчиков, а не а не наоборот. «Белым танцем» мы и закончим наш белый урок.

«Белый танец». Дети исполняют любой знакомый парный танец, на который девочки приглашают мальчиков.

Публикации по теме:

«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Ход занятия: Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 11:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД