Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм (4 фото)

Ольга Бороздина
Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации «Развитие связной речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»

Составитель: Бороздина О. С., воспитатель,г. Екатеринбург, 2021 г.

Введение

Тема развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе.

Публикация «Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм» размещена в разделах

Дошкольный возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Происходит существенный перелом в отношениях ребенка с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению. Однако анализируя проблемы показывает, что практический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей и соответственно меняется технология работы педагогов.

Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи.

В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Актуальность развития речи заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) – составляющая часть каждой человеческой деятельности, при которой предоставляются те или иные сведения. На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь основным видом деятельности – игра, и именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений.

2. Особенности формирования связной речи у дошкольников

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно-действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями. Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

3. Современные педагогические технологии для развития связной речи у дошкольников

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. Наша задача выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество, подобрать технологии, которые дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Рассмотрим некоторые технологии, которые активно применялись автором в практической деятельности.

3.1. Технология ТРИЗ

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ. Особенность технологии заключается в простоте подачи материала и доходчивости. Ребёнок научится применять решения, встающих перед ним проблем, через сказки и бытовые ситуации. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает из игр и упражнений.

«Круги Луллия» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольном учреждении. Этот элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей.

Простота конструкции, а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для младшего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Кроме того, происходит освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

«Круги Луллия» являются великолепным средством речевого развития, обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной речи, развития речевого творчества. Кольца Луллия можно приобрести в магазине, так и сделать своими руками.

3.2. Мозговой штурм

Особенно интересен для детей мозговой штурм или коллективное решение проблем. Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты (нет не правильных суждений). С дошкольниками может быть использован, как групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи.

Методика мозгового штурма :

-Постановка задачи.

-Выдвижение идей.

-Обсуждение идей.

-Принятие решения.

Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "положительным героем ", (Давайте поможем котенку, Машеньке, Зайчику.).

3.3. Технология «Storytelling»

Новый интерактивный метод развития связной речи у дошкольников, «Storytelling» - «Кубики историй» - рассказывание историй. Настольная игра позволяет детям превращаться в талантливых сказочников. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений.

В оригинале кубики сложны для дошкольников, но для воспитанников апробировали работе другой вариант использования кубиков. Она интересна тем, может быть использована на любой возрастной категории, тем самым позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. В сторителлиинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А воспитанники стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В одном из вариантов придумывания историй должен быть интересный персонаж. Важно, чтобы у него были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, в каком он мире. Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришёл зайчик. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше, что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. С дошкольниками для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга :

1. На основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. На основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом, повышается интерес ребёнка.

3. На основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг). Этот метод позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста : Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Игра начинается так! Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Сторителлинг нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Игра в кубики не предполагает победителей и проигравших, их главная задача – поднять детям настроение, развеселить и пробудить воображение. Используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь. Технику сторителлинг автор применял как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая изучаемая тема раскрывалась историей в картинках.

Заключение

Данные технологии : «Сторителлинг», «Круги Луллия», «Мозговой штурм» способствуют обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научится рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта. Застенчивые дети, станут раскрепощаться, робкие - смелыми, молчаливые – разговорчивыми.

Результат применения современных образовательных технологий и методик, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста - это положительное развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.

Список литературы

1. ОП ДО «Развитие» ЧУ ДПО УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ» под ред. А. И. Булычёвой- М. :Издательство «РИТМ»,2018г.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 2008г.

3. О. А. Бизикова, Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах;

4. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013г.

Приложение 1.

Квест для детей старшего дошкольного возраста «Письмо Санта Клаусу»

использованием технологии «сторителлинг»)

Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какой у нас бывает праздник зимой? (стук в дверь). Кто это стучится?

Снеговик: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Здравствуй, Снеговик! Как мы рады тебя видеть!

Снеговик: Дед Мороз отправил меня к Санта Клаусу, который живет на другом конце земли с письмом, но я потерял письмо. Не знаю, что мне теперь делать. Может, поможете мне его написать.

Воспитатель: ну что дети поможем?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Только как же мы сможем помочь, мы же не знаем, что было написано в письме?

Снеговик: Для этого у меня есть волшебные кубики они нам подскажут. Сейчас я их достану.

Воспитатель: А как пользоваться этими кубиками?

Снеговик: Кубик нужно подкинуть и сказать волшебные слова. Что- то должно появиться на кубике. Давайте подкинем и посмотрим. Снеговик бросает кубик, произносит волшебные слова. Крекс, пекс, фекс! Крибли, крабле, бумс! Дети, что нарисовано на кубике? Какой-то палец вверх. Ничего не понимаю, что это значит, дети?

Воспитатель: Дети давайте подумаем, что эта картинка может означать?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель крепит на доске картинку с лайком. Записывает слова предложенные детьми на доске печатными буквами.

Палец вверх

лайк

радость

хорошо

здорово

классно

Воспитатель: Что могут значить эти слова? Что написал Дед Мороз в письме, как Вы думаете? С чего начинается любое письмо? С приветствия. Ну что же начнем составлять письмо.

Здравствуй Санта Клаус. Как твои дела? Надеюсь, что у тебя все отлично!

Воспитатель: Начало письма положено. Давай доставай следующий кубик.

Снеговик: Ой, кажется, я потерял все кубики.

Воспитатель: Где же мы найдем остальные кубики? Ты наверно потерял их по дороге. Вспоминай, где ты останавливался в пути?

Снеговик: Дайте подумать. Я устал, решил отдохнуть и уснул в сугробе.

Поработав целый день

Намела гору мебель.

Что за горка,

Как зовется

Вам ответить мне придется.

Воспитатель: Где же мы будем искать этот сугроб? ( наводящий вопрос: дети, где мы обычно спим)

Дети: В спальне.

Снеговик: ну что пошли искать сугроб. А вот он этот кубик. Ну что бросаем! Произносим волшебные слова. Снеговик подбрасывает кубик. Итак, что за картинка на этот раз?

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Ну что нашли кубик, несите его скорее мне. Крепит на доске картинку снеговика.

Воспитатель: Давайте вспомним, какой бывает снеговик? Записывает на доске.

белый

снежный

холодный

рассеянный

добрый

Что он любит и умеет делать?

помогать

веселиться

таять

Раз он любит помогать, как мы его можем назвать?

Дети: Помощник.

Воспитатель: А кому он может помогать?

Дети: Людям, детям, Деду Морозу.

Воспитатель: Давайте продолжим писать наше письмо. Про кого и какое будет следующее предложение? Мы уже с Вами рассказали про снеговика, слова подобрали, а как мы можем использовать их в предложении?

Варианты детей.

Я отправил к тебе своего друга и помощника Снеговика с письмом.

Воспитатель: Предложение мы составили. Продолжим поиски кубиков. Где ты еще был?

Снеговик: Я поспал и пошел дальше. А вспомнил, я по дороге потерял свои варежки.

Воспитатель: Дети, а где хранятся все наши вещи, предметы одежды?

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в…

Дети: В раздевалке.

Снеговик: Дети ведите скорее меня в раздевалку. Где у Вас потеряшки хранятся? О, нашелся! Давайте подкинем кубик! Что за картинка?

Дети: Олень

Воспитатель: Несите кубик скорее. Воспитатель прикрепляет картинку к доске.

Какой олень?

волшебный

добрый

хороший

пушистый

Что он делает?

бегает

помогает

ест

пьет

Воспитатель: Попробуем составить предложение про оленя.

Воспитатель: А теперь составим предложение для письма. Что имел ввиду Дед Мороз, как Вы думаете дети и Снеговик?

Ты не мог бы мне помочь. Мне срочно нужны волшебные олени.

Воспитатель: Где ты потерял следующий кубик? А сколько их было у тебя?

Снеговик: Пять. Где же я был еще? Дайте-ка подумать. А я играл с такими белыми, пушистыми зверьками. Они еще прыгают хорошо далеко-далеко. Мы поиграли с ними у их норки. Надо найти норку.

Воспитатель: Дети, вы поняли про кого говорит Снеговик?

Дети: Про зайцев.

Снеговик: Пойдёмте искать зайцев и их норку. А вот и кубик. Подбрасывает, говорит волшебные слова. Картинка: дети.

Воспитатель: картинка на доску крепится

Какие дети?

веселые

добрые

хорошие

Что делают?

помогают

учатся

играют

Воспитатель: Составим предложение про детей. А теперь подумаем, что написал Дед Мороз про детей в письме.

У меня очень много хороших и добрых детей, которым обязательно подарить подарки в этом году.

Воспитатель: Ну что же остался последний кубик.

Снеговик: Я еще вспомнил, что я на кого-то наступил, укололся и разбудил. Он еще зафыркал на меня. Только я не знаю, кто это? А вы дети знаете?

Дети: Ежик.

Снеговик: Давайте искать ежика может кубик у него?

Дети находят игрушку ежа в группе.

Снеговик: Вот и ежик, а вот и кубик. Подкидывает с волшебными словами.

Воспитатель: Что же нарисовано на этот раз? Крепит картинку елки на доску.

Какая елка?

новогодняя

зеленая

пушистая

нарядная

Что делает елка?

стоит

радует

Предложение для письма.

До новых встреч на новогодней елке!

Воспитатель: Ну что же дети, попробуем рассказать, что за письмо у нас получилось.

Дети рассказывают.

Воспитатель: А вот и наше с Вами письмо. Волшебное. Отнеси его скорее Снеговик Санта Клаусу, чтобы детки не остались без подарков.

Снеговик: Спасибо Вам большое за помощь. До свидания!

Приложение 2.

Фото №1 Методические рекомендации Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Развитие связной речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий Составитель Бороздина О
Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм
Опубликовано: 29 июня 2021 в 13:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников с использованием современных технологий: сторителлинг, круги луллия, мозговой штурм» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бороздина (УИ 796504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД