Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений

Юлия Перевалова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений

Актуальность

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, компьютер. Они все реже и реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Известно, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Она должна стать важной частью развития детской речи.

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет большое значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры, выполнять различные упражнения с пальчиками. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель:

Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

Задачи:

Обучающие:

— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;

— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на

развитие мелкой моторики.

Развивающие :

развивать мелкую моторику рук;

развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;

развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- самомассаж рук.

Методы и приемы:

-словесный метод;

-Наглядно-действенный метод обучения;

-Практический метод;

- Игровой метод.

Приёмы развития мелкой моторики рук.

- Массаж кистей и пальцев рук. ( Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

- Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

- Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

- Пальчиковый театр.

- Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

- Выкладывание фигур из счетных палочек, палочек Кюизенера.

- Игры с предметами домашнего обихода.

Система работы представлена по следующим направлениям:

• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика и упражнения во второй половине дня);

• Работа с родителями - консультации и беседы.

Ожидаемый результат в конце года:

У детей :

Формирование правильного звукопроизношения, умения четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.

Развитие умения переключать внимание, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

У родителей:

Повышение интереса родителей по данной теме, к проблеме развития речи своих детей;

Формирование интереса к развитию речи детей, через пальчиковые игры и упражнения;

Возникновения желания продолжить работу по данной проблеме;

У педагога

Повышение профессиональной компетентности педагога;

Разработка консультативного материала для родителей по данной проблеме;

Пополнение методической копилки новыми материалами;

Продолжать работу по развитию речи с помощью пальчиковых игр и упражнений.

В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого мною проводилась индивидуальная диагностика каждого ребёнка. Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых наблюдений и обследований, у детей младшего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Диагностика речевого развития показала, что 60% воспитанников моей группы имеют низкий уровень сформированности речи, 40% - средний. На основе полученных данных была спроектирована работа по развитию речи детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики, так как речь ребенка и мелкая моторика тесно взаимосвязаны.

Работу построила по следующим направлениям:

1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Для реализации поставленных задач

Наметила следующий план работы:

1. Изучить необходимую литературу.

2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.

3. Организовать развивающую среду в группе.

4. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

5. Провести работу с детьми по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук.

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :

- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с использованием значков Emoqi .

Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

- Составление фигур из счетных палочек, палочек Кюизера.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки, палочки Кюизенера. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, об основных цветах, закрепляют понятие «один-много».Помогают детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

- Использование сухого бассейна.

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей : Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это.

- Сортировка круп.

Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами

- Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.

- Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

- Нанизывание.

Материал для нанизывания используется самый разнообразный : пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

- Шнуровка. Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

- Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.

В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

- Вдавливание деталей в пластилин.

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

- Использование мозаики.

В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные.

Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

- Раскручивание и закручивание крышек.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

- Функциональные застежки.

Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков, навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

- Самомассаж карандашами,шишками, шариками «Су-Джок».

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

- Определи на ощупь.

Детям предлагается определить на ощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Взаимодействие с родителями.

Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», «Играем пальчиками - развиваем речь». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране всю информацию для родителей выкладываю в родительский чат, через мессенджер Whatsapp. Родительские собрание проводились через приложение Zoom. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Результативность работы.

В результате опыта работы удалось достичь положительных результатов. Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему пальчиковых игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами, дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Происходит развитие языковой способности. Дети лучше идут на контакт с незнакомыми и малознакомыми детьми из других групп на совместных прогулках, охотнее отвечают на вопросы.

Родители стали больше времени уделять совместному времяпровождению, пальчиковые игры и различная деятельность по развитию мелкой моторики продолжается дома. Взрослые обращаются за помощью в подборе песенок и потешек для разучивания в домашних условиях.

Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приемов пальчиковых игр, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возрастаДидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возраста «Дождик и цветочки» (игра изготовлена из подручных материалов за 1,5 часа во время сна детей в детском саду) Цель: закрепление основных.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 06:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД