Лучший педагог года

Игры с применением методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактический коврик»

Ольга Моисеенко
Игры с применением методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактический коврик»

Методическое пособие

«Сенсорный адаптационно-дидактическийковрик»

Воспитатель МБДОУ Д/ С 35: Моисеенко Ольга Владимировна

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.

Публикация «Игры с применением методического пособия „Сенсорный адаптационно-дидактический коврик“» размещена в разделах

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактическийковрик», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Коврик притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами коврика, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Процесс изготовления коврика подчинен следующим обязательным требованиям:

1. Привлекательность для детей.

2. Многофункциональность, мобильность.

3. Обучение и развитие.

4. Соблюдение гигиенических требований.

5. Удобство для детей и педагога.

Цели: создание развивающее – игровой среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, развитие способностей детей.

Задачи, которые поставлены при создании пособия :

1. Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Совершенствование психических процессов у детей: восприятия, внимания, памяти, ощущения, мышления.

4. Развитие творческих способностей, воображения, речи.

5. Развитие познавательной и исследовательской активности.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие коммуникативных способностей.

9. Формирование навыков самообслуживания.

Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам : по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию.

Действуя с предметами коврика, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: закрыть и открыть замочки, намотать и размотать ленточки; зашнуровать и расшнуровать юбку; расстегнуть и застегнуть пуговки, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

Сенсорный коврик полон сюрпризов и секретов. С восторгом и увлечением малыши обследуют коврик в поисках новых открытий. А самое главное – сокращают адаптационный период и ослабляют его стрессовое воздействие.

Дидактические упражнения.

Цвет для бабочки.

Цель: - Ознакомление с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

- Тренировка в различении цветов на основе соотнесения их при наложении и обозначение результата словами «такой», «не такой»;

- Развивать способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту.

Материал: Дидактическийковрик, четыре бабочки красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Ход игры : Найти цвет для бабочки. Воспитатель просит детей посадить бабочек на свой цвет на дидактическом коврике.

Воспитатель: Бабочки хотят найти «свой» цвет - сесть на такой цвет, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

Воспитатель прикрепляет бабочек на цвета такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цвет на юбке совпадают (такой же, бабочку «не видно» - она спряталась).

Воспитатель: Теперь помогите каждой бабочке найти свой цвет.

Воспитатель дает детям бабочки и просит детей прикрепить бабочки на цвета коврика такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой». Дети выполняют задание, а воспитатель наблюдает и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: Желтая бабочка села на желтый цвет и т. д. Они сели на такие же цвета, спрятались, их не видно. Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на другой цвет. Например, желтая бабочка села на синий цвет (не такой, теперь ее хорошо видно.

Шумовые бочоночки.

Цель: - Учить устанавливать сходство по звучанию;

- Формирование умение сравнивать;

- Развивать слуховое восприятие;

- Развивать внимание;

- Активизация словаря: «тихо», «громче», «тише», «громкий».

Материал: Дидактический коврик, бочоночки от киндер-сюрпризов, наполненные различными крупами, бусинками, пуговицами, подобранными парами по звучанию, на которых прикреплены липучки.

Ход игры : Воспитатель приглашает детей поиграть с бочоночками. На начальном этапе дети знакомятся со звучанием, учатся различать его. Затем воспитатель предлагает найти бочонок, который звучит тихо, погромче, самый громкий, найти пары одинаково звучащих бочоночков. Можно добавить прикрепление одинаково звучащих или контрастно звучащих бочоночков.

Прищепки и ленточки.

Цель: - Учить устанавливать сходство по цвету;

- Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

- Формирование умение сравнивать;

- Развивать зрительное восприятие;

- Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Дидактическийковрик, ленточки разного цвета, прищепки четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ход игры : Воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками и ленточками, сначала рассматривая их и называя цвет. На начальном этапе воспитатель показывает, как работает прищепка. Затем предлагает подобрать ленточку по цвету к прищепке.

Сверни ленточку.

Цель: - Закрепление основных цветов (красный, зеленый);

- Развивать зрительное восприятие;

- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Материал: Дидактический коврик, ленточки двух цветов, бочонки от киндеров.

Ход игры : Воспитатель и дети рассматривают ленточки. Воспитатель обращает внимание на цвет, побуждая детей назвать его. Затем предлагает свернуть ленточки на бочонки, при этом показывая детям, как это надо сделать. При этом, воспитатель следить за аккуратностью выполнения задания, чтобы ребенок держал катушку двумя руками. Можно создать игровую ситуацию: «Кто быстрее свернет ленточку?»

Помоги ёжику одеть колючки.

Цели: - Развивать мелкую моторику;

- Закрепить представление детей о цвете и обозначать словами: красный, синий, зеленый, желтый;

- Развивать умение выполнять игровые действия;

- Способствовать развитию любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости.

Материал: Дидактический коврик, ежи разного цвета, прищепки разных цветов.

Ход игры : Воспитатель показывает ежика, закрепляет цвет и просит детей подобрать колючки (прищепки) такого же цвета как и цвет ежика.

Воспитатель обращает внимание детей на ежиков:

-Дети, посмотрите на ежат. Чего у них нет? (колючек)

Воспитатель:— Поможем ежатам вернуть колючки на спину (педагог предлагает детям надеть прищепки — колючки на спину ежат).

Воспитатель показывает детям, как нужно раскрывать прищепку и прикреплять ее ему на спинку. (К красному ежику красные прищепки, к синему - синие и т. д.) Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Погладьте ежей по спинке. Какими они стали? (колючими)

*Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!*

Забавные формы.

Цель: - Закреплять умение соотнесению объектов по величине;

- Способствовать овладению ритмичному чередованию величин, обозначая действия словами;

- Развивать воображение, желание импровизировать;

- Способствовать развитию любознательности, активности.

Материал: Дидактический коврик, формы круга и овала желтого и красного цвета.

Ход игры : Воспитатель показывает формы.

Воспитатель: посмотрите, к нам в гости пришли забавные формы. Воспитатель описывает их, демонстрирует, спрашивает количество их. Проведите по кругу и овалу пальчиком (подносит соответствующую форму к каждому ребенку). Затем спрашивает. Как они называются? Далее воспитатель предлагает детям самим повесить яблоки на яблоню и груши на грушевое дерево.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием.

Бусы на коврике.

Цель: - Расширять запас понимаемых слов;

- Учить детей на вопрос «Что это?» отвечать полным предложением, состоящим из 3-4 слов;

- Обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых объектов, учить обозначать словом отличительные качества;

- Закреплять представления об окружающих предметах и игрушках;

- Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Материал: Дидактический коврик, нанизаны бусины разных размеров, цветов, пуговицы разных форм и цветов.

Ход игры : Ситуация специально подготовленная. Воспитатель обращает внимание ребенка на бусинки. Спрашивая «Что это?», добиваясь ответа полным предложением. В разговоре воспитатель обращает внимание на разный цвет, форму, величину рассматриваемых предметов.

Рыбки в пруду.

Цель: -Закрепить представление об окружающих предметах;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых объектов

Материал: Дидактический коврик, рыбки желтого цвета.

Ход игры : Воспитатель обращает внимание детей на рыбок, спрашивает «кто это?», добиваясь ответа полным предложением. В разговоре воспитатель обращает внимание на цвет и форму рыб и озеро, спрашивает «Где они живут?» и просит прикрепить рыбок на свое место (пруд).

Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорного адаптационно – дидактическогоковрика и сможете дальше использовать его и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорного коврика : со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.

Игры с сенсорным ковриком можно сопровождать стихами и потешками.

Яркий коврик с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, перестает капризничать.

Публикации по теме:

«Интересная философия для детей». Обзор и внедрение методического пособия Наталии Васильевны Гавриш - Создание новой философии воспитания, адекватной сегодняшним условиям. - Поиск истины, любви к знаниям, мудрости; - Формирование теоретической.

Адаптационно-сенсорный сарафанАдаптационно-сенсорный сарафан Адаптационно-сенсорный сарафан предназначен для взаимодействия с детьми раннего возраста от 1 года до 3-х лет. Сарафан может использоваться.

Дидактический коврик-панно «Приключение»Дидактический коврик-панно «Приключение» Дидактический коврик панно «Приключение». Панина Светлана Николаевна. МБДОУ «Детский сад» №170. Многофункциональное дидактическое панно.

Дидактический коврик «Звук и буква Ш»Дидактический коврик «Звук и буква Ш» Дидактический коврик Выполнила: учитель-логопед Анисимова Т. П. МАДОУ МО г. Нягань Детский сад «11 «Елочка» Работа по развитию речи является.

Фотоотчет о создании методического пособия «Сказочный лэпбук»Фотоотчет о создании методического пособия «Сказочный лэпбук» Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться,.

Презентация методического пособия «Логический калейдоскоп» Хочу представить вашему вниманию методическое пособие «Логический калейдоскоп». В нашей группе есть макет светофора, с разноцветными кругами,.

Презентация методического пособия по интеллектуально-творческому развитию детей 2–3 лет «Волшебные бусы» 1 СЛАЙД. Уважаемые гости, разрешите представить Вам Систему работы с детьми 2-3 лет по интеллектуально-творческому развитию. 2 СЛАЙД. Бусы….

Методическое пособие «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан»Методическое пособие «Сенсорный адаптационно-дидактический сарафан» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Методическая разработка «Сенсорный адаптационно-дидактический.

Презентация методического пособия «Времена года» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 35 «Аюшка» Методическое пособие по познавательному развитию «ВРЕМЕНА ГОДА» Выполнила: Кайшева.

Сенсорный коврик «Формирование навыков посещения туалета»Сенсорный коврик «Формирование навыков посещения туалета» Цель: формирование навыков посещения туалета у детей с РАС. Задачи: - вызывать положительное отношение к посещению туалета, работа над.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с применением методического пособия «Сенсорный адаптационно-дидактический коврик»
Опубликовано: 28 мая 2019 в 10:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД